Елена Петрова
Организация РППС как условие качества образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Организация РППС как условие качества образовательного процесса
1. Вступительное слово.
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
Публикация «Организация РППС как условие качества образовательного процесса» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своим представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создает архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
2. Игра «Принципы построения РППС»
Наполняемость РППС зависит от реализуемой ДОУ Программы. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых
соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной.
содержательно – насыщенной (включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей)
трансформируемой (обеспечивать возможность изменений РППС в зависи-мости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей)
полифункциональной (обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности)
доступной (обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности)
безопасной (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности)
3. Решение проблемной ситуации.
Ежедневно перед педагогами встают вопросы, возникают ситуации, решение которых требуют знания педагогики и психологии. Сейчас мы рассмотрим две педагогические ситуации и попытаемся найти пути их решения.
Ситуация 1
Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются с возрастом. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста продолжают играть, как более младшие в группе. Чем можно объяснить такое явление? И как действовать воспитателю?
Ситуация 2
В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-27 человек). Это не позволяет уделять достаточно внимания каждому ребенку, как во время образовательной деятельности, так и в другое время, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Как быть? Предложите пути решения.
4. Викторина – презентация «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения»
Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
1) «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»?
Ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
2) Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность ___ и совместной деятельности детей и взрослых, ___ активности детей, а также возможности для уединения.
Ответ: Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3) От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
Ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.
4) Почему, среда называется развивающей?
Ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
5) О каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития».)
6) О каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО».)
7) Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (Игровая деятельность.)
8) Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (Предмет-заместитель.)
9) Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это?
Ответ: внутреннее оформление помещений.
10) Перечислите элементы, относящиеся к макросреде… (Фойе, студии и музеи ДОУ, участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород и т. д.)
5. Дать обзорную характеристику наполнения РППС
• Наполнение предметно развивающей среды для познавательного развития ребенка
• Наполнение предметно развивающей среды для речевого развития
• Наполнение предметно развивающей среды для социально –коммуникативного развития
• Наполнение предметно развивающей среды для физического развития
• Наполнение предметно развивающей среды для художественно – эстетического развития
6. Мастер – класс по изготовлению новогодней игрушки. 1 «а» и «б» младшие группы
7. Заключительное слово
Понятие развивающая предметно-пространственная среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.
Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.