ирина коноплина
Педсовет «Игра как приоритетное средство развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДСОВЕТ
Тема: «Игра – как приоритетное средство развития дошкольников»
Цель. Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта в педагогической науке
Публикация «Педсовет „Игра как приоритетное средство развития дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры, способствовать творческому поиску.
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»
Вступительное слово
Педсовет сегодня начнём со стихотворения, которое написали педагоги и дети одного из детских садов.
Играть мы любим очень, вы, знаете, друзья!
Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем сегодня новый век,
Без знаний и учёбы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять
Чего нам не хватает ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть
В семью, солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись, всё ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей,
Что снова поиграем в компании друзей.
Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями, мы взрослых назовём!
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом.
В игре формируются произвольное поведение, активизируются познавательные интересы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребёнок воссоздаёт действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям, а также развивается духовно. Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у него появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами становятся «родителями». Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребёнка. В игре ребёнок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребёнка, взрослые должны руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития.
Наши дети растут в непростое время. И всё же они – надежда и опора родителей. Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре : с её помощью он познаёт окружающий мир и учится в нём ориентироваться. В игре ребёнок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хоти, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребёнком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования.
Ход игры: выбор жюри, деление педагогов на две команды
1 задание: «Визитная карточка»
(приветствие команд, название, девиз)
2 задание: «Разминка»
1 команде. Что требуется для развития игровой деятельности?
(для развития игровой деятельности надо чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей, обладали необходимыми конструктивными умениями, чтобы были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему)
2 команде. Какой должна быть предметно-игровая среда?
(учёт предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей, учёт половых особенностей и предпочтения детей, стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальные творческие проявления, развитие положительных отношений между детьми)
1 команде. Какова роль взрослого в организации детской игры?
(взрослый руководит игрой, создаёт условия для её возникновения и развития, поддерживает и развивает сюжет, подсказывает что-то новенькое)
2 команде. Какие психологические процессы развиваются у ребёнка в игре?
(фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, целенаправленное произвольное поведение)
1 команде. Чем отличается сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, режиссёрская игра?
(основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, где ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её самостоятельно. Элементы сюжетно-ролевой игры: игровой замысел – сюжет, игровые действия – роли. Игра – драматизация – разыгрывание в лицах литературных произведений. Сюжет можно видоизменять. В режиссёрской игре ребёнок проявляя творчество и фантазию, сам создаёт сюжет игры, определяет её участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Главный компонент в режиссёрской игре – речь)
2 команде. Каким должен быть стиль общения между ребёнком и взрослым в игре?
(детям не безразличен стиль общения, малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, творить, видеть в педагоге не покровителя, а товарища по игре)
3 задание: «Игра за столом»
Ведущий крутит волчок.
1 сектор. Педагогические ситуации
1 команде «Маша, Ваня и Антон решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля – говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан» - запротестовали Маша и Антон».
Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники?
2 команде «Дети решили играть в игру «Космическое путешествие». Максим самый первый быстро взял себе все игрушки: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи. «А нам чем играть? Раз всё взял, сам и играй, не будем с тобой играть – сказали дети».
Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
1 команде «Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя»
Какова должна быть реакция педагога?
2 команде «Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается»
Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
2 сектор. Сюжетно-ролевые игры младшего и среднего возраста.
1 команде. Назовите приёмы руководства играми малышей.
(участие воспитателя в играх)
2 команде. Сформулируйте задачи руководства играми малышей.
(обогащение и развитие игровых действий, развитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом)
1 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Шофёры»
2 команде. Спланируйте предварительную работу к сюжетно-ролевой игре «Семья»
3 сектор. Сюжетно-ролевые игры.
1 команде. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом.
(магазин, больница, почта, школа, парикмахерская, автосервис, бензозаправка, кафе и др)
2 команде. Назовите общественно-политические сюжетно-ролевые игры.
(«в войну», «индейцев», митинг, «в выборы», «спасатели»)
1 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Морской порт»
(корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки и др.)
2 команде. Составьте перечень оборудования для сюжетно-ролевой игры «Переправа»
(шлюзы, корабль, машины, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки люди)
Чёрный ящик
Против знатоков играет медсестра детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!
1 команде. Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.
(наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
Против знатоков играет заведующая детского сада (ФИО). Внимание! Вопрос!
2 команде. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры.
(Жуковская В. И., Усова А. П., Менджерицкая Д. В., Михайленко Н. Я., Эльконин Д. Б., Щербакова Е. И.)
Против знатоков играют родители. Внимание! Вопрос!
1 команде. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру.
(оказывать поддержку, выдвигать на центральные роли)
2 команде. Надо ли запрещать военизированные игры?
(нет, даже если убрать все пистолеты и автоматы, ребёнок всё равно найдёт возможность поиграть в «войнушку», такие игры предназначены для выражения и ослабления эмоционального и психологического состояния ребёнка)
Подведение итогов.
(время ответов, активность групп, полнота ответов, творчество и компетентность участников игры)
Решение педсовета :
• в целях совершенствования условий для организации сюжетно-ролевых игр, в группах пополнить развивающую среду, атрибуты для игр в соответствии с возрастом и ФГОС;
систематически планировать и проводить сюжетно-ролевы