Татьяна Лунегова
Педсовет «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Задачи:
• Проанализировать состояние работы в детском саду по формированию основ гражданственности и воспитанию любви к окружающей природе.
Публикация «Педсовет „Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
• Поиск средств и методов воспитания гражданина великой страны – России.
Подготовка к педсовету :
1. Всем педагогам проанализировать свою деятельность по данной теме.
2. Приготовить сообщения, основываясь на собственном опыте работы в детском саду:
• «Знакомство детей дошкольного возраста с символикой нашей страны»
• «Воспитание патриотизма у дошкольников на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины»
• «Воспитание гражданственности и любви к природе через игру» План проведения педсовета :
I часть (теоретическая) :
• О гражданском воспитании дошкольников.
• Воспитание из дошкольника гражданина России (сообщения педагогов)
II часть (практическая) :
• Практическое задание «Человек без Родины – что соловей без песни».
• Решение кроссворда.
III часть: Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
Ход ПЕДСОВЕТА:
I.«О гражданском воспитании дошкольников».
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к близким, родному дому, городу, стране. В чувстве патриотизма фокусируются такие качества личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, всегда важен и актуален: педагоги находятся в постоянном поиске средств и методов воспитания гражданина великой страны – России.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция.
Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков. К сожалению, ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они ни были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине – ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее глиняный горшок, убаюкать в колыбельке малыша, запрячь лошадь в телегу и т. д.
Как же и чем восполнить этот пробел?
Можно использовать специально созданную «русскую избу»; можно рассматривать с детьми картины старины и беседовать по ним; можно изучать старинные праздники, традиции своего народа; можно и нужно знакомить детей с их «малой Родиной» и т. д.
А сейчас мы с вами поговорим о том, как эта проблема решается в нашем детском саду. Обсудим формы работы, средства и методы, которые способствуют воспитанию гражданина великой страны.
Далее воспитатели анализируют состояние работы в детском саду, в их возрастной группе. Презентуют свои сообщения.
II. Практическая часть.
1. «Человек без Родины – что соловей без песни»
Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.
Примерные ответы:
• Праздники осени:
21.09. – Рождество Богородицы;
27.09. – Воздвижение Креста Господня;
14.10. – Покров Пресвятой Богородицы (с Покрова начинались свадьбы на Руси)
• Праздники зимы:
04.12. – Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
07.01. – Рождество Христово (в ночь перед Рождеством колядовали);
19.01. – Крещение Господне (святочные гадания);
15.02. – Сретение Господне;
- Масленица (проводы зимы).
• Праздники весны:
07.04. – Благовещение Пресвятой Богородицы (день начала весны);
Вербное воскресенье
Пасха.
• Праздники лета:
05.06. – Вознесение Господне;
16.06. – День Святой Троицы;
07.07. – День Ивана Купалы;
19.08. – Преображение Господне;
14.08. - Медовый спас;
19.08. – Яблочный спас;
29.08. - Ореховый спас;
28.08. – Успение Пресвятой Богородицы.
2. Решение кроссворда:
По вертикали:
1 - это качество необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. (гражданственность)
2 - город на Каме (Оса)
3 - праздник, отмечаемый на Руси 19 января. (Крещение)
По горизонтали:
1 - город, центр нашего края. (Пермь)
2 - предмет, используемый в старину для того, чтобы принести воду. (коромысло)
3 - воскресенье перед Пасхой. (Вербное)
4 - проявление любви к близким, родному краю, стране. (патриотизм)
5 - праздник проводов зимы. (Масленица)
6 - наша страна (Россия)
III. Проект решения педсовета :
• Расширять знания детей об истории России, формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;
• Изготовление игротеки:
Экспедиция «Чистая река»
«Бабушкин сундучок»
«Карта моего села»
«Город будущего»
«Строители крепости»
«Мой город» и т. д.
• Подбор песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны;
• Создание мини – музеев;
• Создание макета детского сада;
• Проведение занятий в «Русской избе».