Папки-передвижки

Педсовет «Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников»

Людмила Зайцева
Педсовет «Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи:

• расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей

• уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;

Публикация «Педсовет „Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников“» размещена в разделах

• проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе

Форма проведения :

Ход педсовета:

Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?» Объявляю повестку дня:

Оценить, как выполнили решения предыдущего педсовета.

Поставить проблему педсовета.

Проверить знания нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.

Охарактеризовать условия, необходимые для решения задач экологического воспитания.

Решить проблемные ситуации.

Презентовать памятки для родителей на темы: «Как наше здоровье и настроение связаны с заботой об окружающей среде», «Наша планета – цветущий сад».

Провести самоанализ работы по экологическому воспитанию.

Сформулировать проект решения педагогического совета.

Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Слайд)

А как мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю выполнить следующее задание.

Задание 1.

Cоставить синквейн (пятистрочное стихотворение) на тему «Экология».

Синквейн

Структура синквейна Содержание Варианты педагогов

1-я строка – одно слово Тема синквейна – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь Тема «Экология»

2-я строка – два слова Прилагательные или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта Загрязненная, хрупкая

3-я строка – три слова Глаголы или деепричастия, которые описывают суть проблемы Охранять, беречь

4-я строка – фраза из четырех слов Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту Давайте будем

беречь планету

5-я строка – одно

слово-резюме Существительное, синоним-ассоциация, которые повторяют тему Жизнь

Звучит музыка

Текст выступления

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена: когда за окном кружит метель и, когда на деревьях распускаются нежно-розовые ароматные цветки вишни… Мы любуемся этой красотой и учим тому же наших дошколят : наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего луга, шелестом осенних кленов и ядрёным ароматом ясного зимнего дня.

Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.

На фоне музыки… (слайды презентации) «Природа родного края».

Текст выступления

Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь.

Чтобы сформировать у них потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.

(Слайд «Условия экологического воспитания»)

- От чего зависит результат экологического воспитания дошкольников? (Система Слайд)

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения. (Слайд)

• Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.

• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

• Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Экологическое воспитание согласно Стратегии развития воспитания предполагает: (Слайд) :

• становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

- Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи экологического воспитания и что предусматривает? Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :

Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы».

Задание 2. Самоанализ деятельности воспитателя по экологическому воспитанию

(индивидуальные листы – анкеты)

- Предлагаю оценить свою работу по экологическому воспитанию. Если вы делаете то, о чем идет речь, отмечаете данный пункт значком, подчеркните то, что планируете.

Самоанализ деятельности воспитателя по экологическому воспитанию

• Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами за объектами живой и неживой природы

• Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

• Организую исследовательскую деятельность с детьми

• Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию. Использую природный материал.

• Совместно с детьми делаю макеты на экологическую тему.

• Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

• Дети моей группы знают стихи о природе.

• Систематически работаю с календарём природы

• В уголке природы есть картинки на различные темы

• В уголке природы есть печатные игры по экологии

• В уголке природы есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

• В уголке природы есть материалы для экспериментирования.

• Уголок природы пополняю изготовленными совместно с детьми, родителями макетами.

• В уголке природы есть картотека дидактических игр по экологии

• На участке ДОО есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

• Закрепляю правила поведения в природе с детьми в ходе мероприятий.

Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.

• Провожу экологические акции с детьми и родителями.

• Привлекаю родителей к оформлению уголка природы.

Другое:

Задание3. (общее для каждой команды)

«Экологическое лукошко».

На красной стороне листа бумаги напишите ответ на вопрос: «Что в нашем детском саду мешает эффективному экологическому воспитанию детей?» А на зеленой стороне – ответ на вопрос: «Что помогает в нашем детском саду формировать у дошкольников экологическую культуру».

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (красные листочки) и неспелую ягоду (зелёные листочки) и проанализируем.

Старший воспитатель собирает в корзинку цветные листы.

(Слайд)

Чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой, научились беречь её, необходимо:

• создать познавательную экосреду на территории ДОО;

• проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;

• экспериментировать с детьми с природным материалом;

• организовывать самостоятельные игры с природным материалом;

• проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;

• привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;

оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.

Экологический ринг

На занятиях вы транслируете детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы.

Игра «Быстрый ответ» - (разминка)

Вам предстоит ответить на вопросы. Каждая команда отвечает по-очереди

Вопросы:

1. Зачем белке длинный пушистый хвост? ( Ответ: для «полетов» с дерева на дерево.)

2. Полезны ли лягушки и жабы? ( Ответ: жабы поедают вредителей садов и огородов.)

1. Кого считают предком собаки? ( Ответ: предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала.)

2. Назовите животных, впадающих в спячку зимой? ( Ответ: еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

1. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

2. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “ Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

1. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

2. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

1. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

2. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

1. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

2. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

Интересные факты (Слайд)

1. Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

2. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

3. От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

4. Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

5. Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Игра «Подумай и ответь».

Ведущий предлагает им выбрать один из двух листков. На каждом из них описана ситуация. Команды их зачитывают и отвечают на вопросы.

Ситуация

Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал.

Вопрос: Как должен поступить в этой ситуации воспитатель?

Ситуация

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

Конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». (командами)

Ведущий (старший воспитатель) называет природное явление, особенности поведения растений и животных, а участники команд вспоминают и записывают на листочках, какую погоду они предсказывают. Затем сверяют с правильными ответами, которые озвучивает ведущий.

1 команда

• Паук усиленно плетет паутину. ( Ответ: к сухой погоде.)

• Уж греется на дороге. ( Ответ: перед дождем.)

• Стрижи, ласточки низко летают. ( Ответ: перед дождем.)

• Мыши выходят из-под подстилки на снег. ( Ответ: за сутки до оттепели.)

• Собака катается по земле, мало ест и много спит. ( Ответ: к вьюге.)

2 команда

Черемуха цветет. ( Ответ: к холоду, заморозкам.)

• Утром трава сухая. ( Ответ: к вечеру будет дождь.)

• Из березы течет много сока. ( Ответ: к дождливому лету.)

• С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день. ( Ответ: к хорошей погоде.)

• Цветы перед дождем… ( Ответ: пахнут сильнее.)

Шуточная игра «Концовки - обманки».

Ведущий зачитывает стишок, команды по-очереди отвечают :

• 1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

• 2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

• 3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

• 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

• 5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

• 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

• 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

• 8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

• 9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

• 10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

• 11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

• 12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Назвать детских писателей, которые писали о природе.

А. С. Пушкин “ чтение – вот лучшее учение”.

В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский

На основе художественных произведений формируется любовь к природе.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину”.

М. М. Пришвин.

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

2. Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

4. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

5. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Домашнее задание. Педагоги презентуют памятки для родителей

В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями.

Проект решения педагогического совета

1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей : прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели.

3. Включать в педагогическую деятельность нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с участием родителей воспитанников.

Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: старший воспитатель, творческая группа по экологическому воспитанию, воспитатели.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 23:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Формирование общей культуры личности ребёнка через экологическую культуру дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зайцева (УИ 182977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД