Светлана Воланс
Педсовет «Чтобы предметная среда стала развивающей». Из опыта работы (подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый знает, что детство – это важный этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад это и есть тот этап, то место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития. Поэтому одно из значимых условий воспитательно-образовательной работы в детском саду – правильная организация предметно-развивающей среды.
Публикация «Педсовет „Чтобы предметная среда стала развивающей“, Из опыта работы (подготовительной группы)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Такая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, а также создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающим миром. Известно, что правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи ДОУ, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Каждый элемент предметно-развивающей среды предназначен для всего детского коллектива. Окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься не только любимым делом, но и проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализируемая среда в этом случае служит не только условием развития личности ребенка, но и высоким показателем профессиональной компетентности педагога. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ строится таким образом, что для каждого ребенка с учетом его развития и интересов, она дает возможность наиболее эффективно развивать его индивидуальность. В ДОУ выделяют несколько основных принципов предметно-развивающей среды, такие как:
- безопасность: в помещении не должно быть опасных, острых, режущих, бьющихся и тяжелых предметов;
- доступность: все игровые материалы должны располагаться так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи воспитателя. Следовательно, это помогает ему быть самостоятельным;
- яркость, привлекательность, выразительность, необычность игровых материалов;
- постоянство: предметы, материалы и игрушки должны лежать на одних и тех же местах. Ребенок должен всегда знать, где должны находиться те или иные предметы, а также при желании может ими воспользоваться. Известно, что это приучает ребенка к порядку;
- насыщенность: наличие всех материалов для продуктивных видов деятельности ребенка, игрушки, дидактический материал;
- гибкость зонирования: среда должна строиться так, чтобы все дети могли свободно и легко использовать учебные материалы, перемещать предметы с рабочего места в любую часть помещения: раздевальную, групповую, спальную комнаты;
- гендерный подход: необходимо создать игровые уголки, которые стимулируют проявление типичных для девочек и для мальчиков видов занятий (игры с куклами, приготовление пищи, традиционные игры с машинами, гаражи, игра с конструктором и др.)
Необходимо разнообразить и дополнять среду элементами, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая среда становится важной основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Целью такой работы является создание комфортной, здоровьесберегающей, эстетичной, развивающей, разнообразной предметно-пространственной среды, которая соответствует уровню развития и потребностям детей в условиях ДОУ.
Предметно-развивающая среда в моей группе построена таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер группы отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. Светлый тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме. Групповое помещение разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую.
Физкультурно-оздоровительный центр- удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формирование у детей необходимых культурно-гигиенических навыков: это умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и спортивными играми, самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе. Организация самостоятельной двигательной активности на основе ранее полученных знаний, средств и методов в области физической культуры. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Физкультурно-оздоровительный центр оснащен таким образом, чтобы ребенок мог в течение дня находить для себя увлекательное занятие. Здесь имеются массажные коврики, дорожки со следами, ребристая дорожка, игольчатые мячи, кегли, скакалки, гимнастические палки, камешки, пробки от бутылок, разной толщины палочки для профилактики плоскостопия, карточки-схемы с изображением различных физических упражнений, предметы для развития дыхания, настольно-печатные игры расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни.
Также мною была разработана система комплексных мероприятий по оздоровлению детей: приобщение их к здоровому образу жизни, проведение плановых мероприятий по профилактике ОРЗ, соблюдение оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении, обучение правильному дыханию, ежедневное проведение закаливающих процедур и самомассажа, использование антистрессовой гимнастики.
При помощи бесед, чтения литературных произведений стараюсь расширять и углублять знания детей о болезнях, причинах их возникновения и о том, как их предотвратить.
В группе проводится кварцевание, пропаивание детей витаминным чаем, полоскание рта и горла лечебными травами (ромашка, шалфей), ежедневное применение фитонцидов – лука, чеснока. Регулярно проводится утренняя гимнастика, где используются разнообразные игровые задания, упражнения для дыхания.
В центре экспериментальной деятельности – дети проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Известно, что дети с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями, восторгом, удивлением, волнением, радостью. На своем опыте не раз убеждалась, что вода и песок действительно снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Игры с водой имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Лупы, мерная посуда, весы, баночки, стаканчики и т. д., лабораторное оборудование- все это вызывает у детей особый интерес. Проводим занимательные опыты: «Тонет- не тонет», «Тяжелый- легкий» дети получают массу удовольствия. В процессе постановки простейших экспериментов дети учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, формулировать выводы, делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет детям применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Особенно хорошо использовать игры с водой и песком в период адаптации к условиям детского сада.
Познавательно-речевой центр – совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с глобусом, картами, коллекциями. Здесь же вниманию детей представлены дидактические настольно-печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов. А также здесь находится библиотека. В игротеке представлены разные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания. Формирую у детей потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания, развитие литературной речи, а главное воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой. В книжном уголке размещены книги для детей энциклопедические, книги по интересам, различные рассказы и сказки, выставляются книги по определенной тематике (23 февраля, 8 Марта, день птиц, день защиты детей, день Космонавтики, день Земли и т. д.)
Центр математики – представлен игротекой, в которой находятся игровые математические материалы, которые способствуют речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие, логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, сложения и вычитания, классификации, узнаванию по описанию, ориентировке по схеме, рамки-вкладыши, модели на осуществление контрольно-проверочных действий: например - «Найди ошибки художника», «Так бывает или нет?» и другие, на счет, следование и чередование. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, магнитные доски, наборное полотно, счетный материал, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи-шутки, и многое другое.
Центр искусства и детского творчества – помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, мелки, фломастеры, маркеры, цветная бумага, шаблоны, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование без кисточки и карандаша, вырезание без ножниц, обрывная методика, печать по трафарету, пластилинография, которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии «Я учусь рисовать», «Я учусь лепить», «Искусство оригами», дидактические игры. Работы детей присутствуют в оформлении группы и на выставочном стенде.
Также организован центр настроения – в котором дети самостоятельно выкладывают в виде смайлика свое настроение (радостное, грустное, удивленное, испуганное, равнодушное и т. д., обмениваются друг с другом своими впечатлениями.
Центр театрализованной деятельности – представлен игрушками для различных видов театра (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный, различные костюмы для ряжения, маски для обыгрывания сказок, настольный театр, изготовленный из бумаги. А также игры-пазлы, где дети выкладывают разных персонажей из русских народных сказок, кубики-пазлы с изображением героев сказок.
Центр сюжетной игры – позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, игрушками, предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуется сундучок «ряжения». Здесь дети находят предметы женской одежды, мужские аксессуары, детали военной формы, военные атрибуты, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки и большое разнообразие «подручных» материалов.
Патриотический центр – нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Здесь дети знакомятся с Российским флагом, флагом Омской области, с биографией нашей землячки Валентиной Бархатовой, а также рассматривают открытки о боевых сражениях, иллюстрации о городе Омске, книги со стихами о Родине, стихи Т. Белозерова о малой Родине, об Омском Прииртышье, альбомы с фотографиями родного села.
Активное использование музейной педагогики – в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, играть ими. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Наш мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Центр природы – представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Здесь вниманию детей представлены дидактические игры, познавательные книги о мире растений и животных. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений (лейки, рыхлители, щетки, рукавички). Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в альбоме наблюдений. Емкости с сыпучими продуктами (горохом, рисом, фасолью, мерные стаканчики, воронки, а также бросовый материал: ракушки, шишки, камешки разного размера, дидактический материал по экологическому и познавательному развитию. У детей сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растительным миром, основы безопасности в разных видах труда.
Предметно-развивающая среда – организуется по принципу небольших, полузамкнутых микропространств, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека.
В спальной – комнате создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет, на окнах закрываются жалюзи, для того, чтобы детям во время сна не мешал яркий, солнечный свет.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.