Елена Разинова
Формирование у старших дошкольников способности к взаимодействию с детьми с особыми возможностями здоровья
Формирование у старших дошкольников способности к взаимодействию с детьми с особыми возможностями здоровья
Актуальность проекта.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач
Публикация «Формирование у старших дошкольников способности к взаимодействию с детьми с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»; развитие у дошкольников готовности к усвоению моральных и нравственных ценностей; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, гуманного – к людям, природе, окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства.
Но, к сожалению, существует проблема, связанная с особенным отношением к людям с ограничениями здоровья. Отношение к ним часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. И зачастую это происходит от неумения и незнания того, как реагировать на «непохожесть и необычность» таких людей. По ряду причин детей с ОВЗ не так часто можно встретить в каждой группе детского сада или на игровой площадке во дворе. А ведь недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана именно с нарушением связи ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Для преодоления данной проблемы необходимо участие в жизни группы обычных сверстников, воспитанных в духе гуманности.
Таким образом, двусторонний процесс взаимопроникновения, взаимодействия и сотрудничества детей с особым состоянием здоровья и обычных детей является крайне важным.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование у старших дошкольников способности квзаимодействию с детьми с ОВЗ».
Цель проекта: Формирование гуманистического отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
1. Проведение мониторинга воспитанников по выявлению отношения к детям с ограничениями здоровья
2. Создание педагогических условий для развития у детей терпимости и уважения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
3. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие способности к сопереживаниюи сотрудничеству у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу гуманистического воспитаниядошкольников.
5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи в работе с детьми :
- формировать предпосылки преодоления ребенком отчужденной позиции в отношении сверстников;
- прививать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- развивать у детей умение правильно воспринимать сверстников, их движения действия, слова;
- повышать уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Время реализации проекта: октябрь 2017– апрель 2018 года.
Тип проекта: краткосрочный.
Предполагаемый продукт проекта: детский исследовательский практико-ориентированный проект «Двор Дружбы» и его презентация.
1 этап: изучение литературы по теме, подбор демонстрационного и игрового материала, составление плана работы по проекту.
2 этап: реализация проекта в образовательную практику.
3 этап: анализ результативности работы по проекту, презентация проекта на собрании педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.
Механизм реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Октябрь.
1. Разработка плана работы по формированиюу старших дошкольников способности к гуманистическому отношению и взаимодействию с детьми с ОВЗ на 2017-2018 учебный год.
2. Определение системы мероприятий для проведения с детьми.
3. Подборка дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов.
4. Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения.
5. Подборка мультфильмов для просмотра с последующим обсуждением.
6. Изучение социального статуса семей воспитанников.
7. Согласование плана посещений библиотеки для проведения СОД по теме.
II этап: Реализация проекта.
Ноябрь.
1. Родительское собрание «Что значит толерантность. Когда и зачем её воспитывать».
2. Чтение художественной литературы: Андерсен Г. Х. «Гадкий утенок», Родари Дж. «Собака, которая не умела лаять».
3. Дидактические игры, беседы по демонстрационному материалу «Я и моё поведение», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
4. Выставка детских рисунков «Мои добрые поступки!»
5. Игры по формированию социально-коммуникативной культуры «Зеркало», «Дразнилки», «Комплименты».
6. Экскурсия в библиотеку с целью участия в игровой программе по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
7. Целевые прогулки наигровые площадки соседних участков ДОУ и территории соседних домов.
Декабрь.
1. Просмотр и обсуждение социальных роликов «Один день из жизни матери ребёнка - инвалида», «Детский сад для детей с ОВЗ «Творчество без границ», «Социальной рекламы «Доступно всем»
2. Беседы с родителями «Чужой беды не бывает»
3. Беседы с детьми «В чем трудности детей с ОВЗ», «Кому и зачем нужны качели»,
4. Демонстрация мультимедиа-презентации «Люди, которые не сдаются» о параолимпийских играх.
5. Упражнения с детьми на эмпатию «Отключаем чувства», «Добрые эльфы».
Январь.
1. Демонстрация мультимедиа-презентации «Специальные качели для особых детей».
2. Демонстрация мультфильма о мальчике с ДЦП «Про Диму», беседа о правилах поведения с людьми с ОВЗ
3. Рисование «Какие качели ты бы поставил в своём дворе?»
4. Чтение художественной литературы: Гринько А. «Ростом с кузнечика»; Абрамцева Н. К. «Необыкновенные друзья».
5. Беседы с родителями о том, насколько значима для детей с ОВЗ адаптированная дворовая территория.
Февраль.
1. Обсуждение конструкции качелей, адаптированных для одновременной эксплуатации детьми с ОВЗ и обычными.
2. Конструирование из строительного материала игровых площадок для детей с ОВЗ.
3. Рассматривание альбомов с алгоритмом изготовления специализированных качелей и карусели из бросового материала.
4. Конструирование из бросового материала по подгруппам макетов качелей и каруселей.
Март.
1. Демонстрация социального мультфильма «Подарок»
2. Чтение рассказа Т. Швайгера «Безухий заяц и ушастый цыпленок».
3. Просмотр клипа «Любовь и доброта» гр. «Непоседы» про детей с ОВЗ.
4. Создание макета «Двор Дружбы».
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта «Двор Дружбы» на Х Межрегиональном конкурсе проектных работ детей 5-7 лет «Мой проект».
Направление проекта: социальное.
Цель проекта: проектирование и создание макета детской игровой площадки для активных игр обычных детей и детей с особенными возможностями здоровья.
Проблемы, которыми заинтересовались участники проекта:
1) Почему не видим детей на колясках во дворе?
2) Где и как они могут покататься с горки или на качелях?
3) Как заехать на качели и карусели, как закрепить коляску?
4) Как взобраться на горку или поиграть в песочнице?
5) Почему бы не поставить во дворе дома качели и карусели сразу для
всех детей?
Решение проблемы осуществлялось в три этапа:
На первом этапе дети заинтересовались особенностями детей на колясках. С помощью взрослых собрали информацию о проблемах таких детей. Участники проекта выяснили, что в некоторых городах уже ставят такие качели во дворы, а в нашем Ульяновске таких аттракционов пока нет. Пришли к выводу, что детские игровые зоны, устанавливаемые во дворах жилых домов, не подходят для детей с особенными возможностями здоровья.
Всю полученную информацию дети изучили, систематизировали и перешли к следующему этапу.
На втором этапе дети рисовали разнообразные любимые аттракционы, на которых катались. Привлекли родителей к помощи в поиске информации о специализированых качелях (для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в различных источниках. Придумывали с ребятами качели и карусели, которые могут использоваться как детьми на колясках, так и обычными. Затем дети придумали модель песочницы из бросового материала, предназначенной для общих игр детей. Чтобы спланировать, как должен выглядеть общий двор нужно было продумать, как разместить все аттракционы, как проложить дорожки, чтобы могли пройти и проехать дети в двух направлениях. Эту задачу дети решали с помощью деревянного конструктора.
На третьем этапе, на основе полученных знаний, участниками проекта был разработан макет «Двор Дружбы», как прообраз реального двора, в котором могут вместе играть обычные дети и дети с особенными возможностями здоровья.
Участники проекта считают, что такой «Двор Дружбы» в нашем городе пока только мечта, но они надеются, что все-таки скоро такие общие для всех детей аттракционы будут в каждом дворе. Ведь взрослые старше и мудрее и тоже должны понимать, как такие дворы нужны всем детям.
Перед детьми стоит новая цель : заинтересовать взрослых, получить их поддержку в реализации идеи совместного «Двора Дружбы» в условиях нашего города.
Теоретическая и практическая значимость проекта.
У детей:
Наблюдается динамика формирования таких социальных качеств, как отзывчивость, справедливость, умение позитивно взаимодействовать с людьми, имеющих ОВЗ, оказывать им действенную помощь.
Активно проявляются волевые качества – умение ограничивать свои желания, ориентироваться на огорчения и затруднения других людей, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, не причиняя ущерб другим, в своих поступках следовать положительному примеру.
Укрепилось отрицательное отношение к проявлению агрессии и насилию в любой форме. В группе возрос благоприятный психологический микроклимат.
Дети стали гораздо чаще проявлять инициативу в оказании действенной помощи не только сверстникам, но и окружающим взрослым.
У родителей:
Укрепилась взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
Повысилась компетентность в области нравственного воспитания детей, расширились знания в области формирования толерантности, как детей, так и собственной.
У педагогов:
Усовершенствовалось профессиональное мастерство в вопросах воспитания толерантного поведения дошкольников
Освоили проектную технологию, включили её в практику работы детского сада, что содействовало формированию единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи.
Создали в ДОУ необходимые условия для сотрудничества с семьями воспитанников, реализовали личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
В перспективе: планируем расширить границы данного проекта с привлечением детей, педагогов, родителей и общественных организаций для создания «Двора Дружбы» на практике.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании активной преобразующей жизненной позиции своих детей.