Елена Михайлова
Педагогическое эссе «Открывая дверь в искусство…»
▼ Скачать + Заказать документы
Открывая дверь в искусство…
Педагогическое эссе
Я закрываю глаза… Медленно погружаюсь во тьму. Она становится всё гуще и гуще, ещё немного, и я растворяюсь в ней. Во всём теле разливается воля к свету, он приближается. Сияние освобождает и наполняет не только меня, но и всё, что меня окружает, раздвигаются и раскалываются, рушатся стены, которые держали в заточении, теряется ощущение личности, ощущение Пространства и Времени.
Поток сильнее и сильнее – и вот уже рядом прекрасные горы, моря, небеса и звёзды… Я лечу. Огненный столп уносит ввысь, а наверху – «раскалённая белая тишина»… Настоящий прорыв Души!
Публикация «Педагогическое эссе „Открывая дверь в искусство…“» размещена в разделах
Этот сон детства превращается в сон наяву каждый раз, когда происходит встреча с детьми.
Дети каждый раз как бы снова рождаются – отсюда и непосредственность, простота суждений и действий. Кроме того, у них не заглушённое чувство добра и зла, свобода Души, отсутствие суда и анализа. Всё это мы имеем от рождения, как дар, который легкомысленно растеряли в пути и потом, с муками, собираем по крошкам растерянное «богатство».
Хорошо всё-таки, что образование попало в число приоритетных национальных проектов. Во все времена искусство, художественное освоение мира представляло собой неустранимую составляющую жизни человеческого общества, человеческого способа существования. Столь же незаменима образовательная область «Искусство» для развития каждого ребёнка как цельного и творческого человека.
Другие учебные предметы развивают почти исключительно рациональную сторону психики ребёнка, его способность решать познавательные задачи. И только искусство может закономерно развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную сферу.
Приобщение к искусству и художественному творчеству пробуждает у ребёнка способность видеть и ценить красоту мира, чувство сопричастности к природе, истории, жизни людей, чувство личной ответственности за всё.
Войти в культуру можно через разные ворота – через музыку, поэзию, живопись. Эти ворота могут открываться по очереди, но захлопываются одновременно, и, если упущено драгоценное время, детство и отрочество, когда восприятие ещё пластично, войти в культуру очень сложно.
В моей педагогической практике накоплен опыт работы по музыкальному воспитанию детей с 3-летнего возраста. Некоторые специалисты утверждают, что занятия с маленькими детьми должны протекать только в формах «элементарного музицирования», потому что с Бетховеном им «говорить не о чём». Я с этим принципиально не согласна, потому что уверена, что из «ничего» ничего не вырастет, и если человеку в 4 года совсем не о чем поговорить с Бетховеном, то беседа не состоится ни в 30 лет, ни в 70. Всё дело в том, о чем и как говорить.
В маленьком ребёнке уже таится возможный наследник того, что создано человечеством. Но если этого дремлющего наследника не окликать, он, пожалуй, не очнётся, и человек так и вырастет, не вступив в свои законные права.
А если ребёнок чего-то в высокой музыке не поймёт (в нашем, взрослом смысле слова) – что тут страшного? Кто из нас может быть уверен, что до конца понял того же Бетховена, и существует ли вообще этот «конец»? граница понятного и непонятного – это и есть тот постоянно отдаляющийся горизонт, за который тянет заглянуть. К тому же опыт показывает, что ребёнок часто понимает нечто главное, хотя и на свой лад.
Наша встреча с музыкой подходит к концу. Мы прощаемся. При этом я люблю смотреть в детские глаза. Большинство из них – открытые, и я могу войти в них с позволения хозяина. Приходит ощущение, что времени больше нет, что я была всегда и буду вечно…