Ольга Деревягина
Эссе «Мое педагогическое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
Я – социальный педагог, в школе осуществляю профилактическую работу. Я давно уже не ребенок, но в моей памяти еще свежи воспоминания о детстве. О том, как училась в школе, об одноклассниках и учителях, о переживаниях подросткового возраста, когда в моей душе боролись два чувства: чувство обостренной справедливости, подросткового максимализма и осознание того, что надо быть вежливой, послушной, кроткой девочкой. В те годы в школах не было социальных педагогов, педагогов-психологов, были учителя. Мне повезло, что меня окружали Педагоги с большой буквы, которые не позволили оступиться, с пониманием и вниманием относились ко мне, могли выслушать, оказать помощь советом и личным примером, не искалечили детскую душу грубыми порицаниями и ненужными нотациями. Как важно тогда для меня было их педагогическое мастерство и чувство такта. Прошли годы, я выросла и выбрала для себя дело всей моей жизни. Я стала социальным педагогом и начала работать с детьми. В своей работе стараюсь придерживаться идеи о том, что поступать надо так, как хотела бы, чтобы поступали со мной.
Публикация «Эссе „Мое педагогическое кредо“» размещена в разделах
В размышлениях о профессии, я беру в руки шкатулку – в ней хранится настоящее волшебство. Давайте заглянем в нее осторожно. Здесь свой порядок, всему свое время и место.
На верхней полочке - диагностика, поиск решений. Это удивительный мир, наполненный множеством вопросов и ответов, наблюдений и бесед, изучения документов и социального окружения ребенка, проверенных методик и новых технологий. Это мое волшебное зеркальце, его не проведешь. С его помощью я могу разглядеть за маской демонстративности и неповиновения страх ребенка быть покинутым или непонятым и многие другие переживания.
А совсем рядом - основа моей профессиональной деятельности – это сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, родителя, педагога. Следуя за призывом Президента Российской Федерации В. В. Путина в ежегодном обращении к Федеральному Собранию, стремлюсь прививать детям готовность к изменениям, к поиску выходов из сложных ситуаций, учу работе в команде. И не только на занятиях и мероприятиях, но и своим примером. И это ли не чудо, когда вчерашних хулиган старается отыскать в себе положительные черты, перестает обижать окружающих, нарушать дисциплину, а стремиться помочь одноклассникам и учителям и становится примером не плохих дел, а побеждает в конкурсах и соревнованиях, блещет своими знаниями и умениями. И вот он в центре внимания, к которому так стремился, но теперь он положительный пример, его больше не ругают, а хвалят. (индивидуальная работа).
А здесь кипит работа: социальные ролики, фильмы, игры-квесты, правовые игры, обсуждения и доводы, аргументы и факты, поиск решений и истин. Порой жарче, чем у Андрея Малахова. Я смотрю на них и думаю: «Пусть говорят». А в чем же магия? – спросите Вы. Возможно, с первого взгляда и не разглядишь. Но вот подросток – бунтарь, вчерашний нарушитель дисциплины, сегодня смело говорит «Нет» вредным привычкам, отказывается от сигареты, умеет принять верное решение. Теперь он мой первый помощник, помогает мне проводить мероприятия. (Профилактика и просвещение)
Ни одна сказка не обходится без борьбы между добром злом. И хотя грань между добром и злом в социальной работе размыта, всегда надо помнить главное – «Не навреди», все же моя работа не обходится без поединков. Вы знаете основной принцип Кун-фу? Используй силу и инерцию движения противника… Я считаю, что в работе социального педагога нет противников, если желанием сторон является благополучие ребенка.
В мой кабинет вихрем врывается негодующий родитель (законный представитель, его переполняют противоречивые чувства, эмоции накрывают волной - и катастрофа не минуема. Но не тут было. Приветливая улыбка, понимающий взгляд, несколько приятных фраз, готовность к сотрудничеству и мы уже за столом переговоров. Теперь вся сила урагана направлена на поиск путей решения. Еще немного и первый луч солнца пронизывает серое небо, ветер перемен уносит грозовые тучи. Победа! Наша общая одна на всех. (Консультирование)
Но не всегда на этом пути все гладко и понятно. Бывают моменты, когда идешь ощупью, будто в тумане по краю обрыва, но я не боюсь сорваться вниз, ведь я в надежной связке, я часть команды. Сегодня поддержат меня, завтра я не позволю кому то упасть. Каждый день плечом к плечу я и мои коллеги двигаемся к заснеженной вершине, мечтая покорить ее. (Работа в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы)
В шкатулке есть еще много всего: территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, районный консультативный центр, районное методическое объединение социальных педагогов, семинары, вебинары, самосовершенствование и многое другое.
Перефразируя классика: «Моя профессия – волшебный механизм, состоящий из тысячи деталей…»
Как вы уже могли догадаться моя шкатулка не простая. Она музыкальная. Каждая деталь в ней часть незатейливого механизма. Шкатулка с удивительной мелодией человеческой души, которую не у каждого получится завести. Я – социальный педагог, и знаю, как запустить механизм и заставить петь шестерёнки слаженно, высекая музыку, ведь я посредник, проводник, наставник и просто неравнодушный человек.
Моим педагогическим кредо стали слова Дугласа Маллеха: «Если не можешь стать широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся быть самым лучшим!»