Лариса Сидоренко
Педагогическое эссе «Развивающая предметная среда — какая она?»
Педагогическое эссе на тему
«Развивающая предметная среда – какая она?»
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Публикация «Педагогическое эссе „Развивающая предметная среда — какая она?“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Дошкольный возраст интересен своей открытостью и непосредственностью, в этот период жизни формируется характер ребёнка, его установка на жизнь. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении с окружающим миром, углубляются познания детей. Зная достоинства и способности каждого ребёнка и создавая условия для их проявления, происходит развитие личностного потенциала воспитанников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающую среду в группе я стараюсь строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я стараюсь организовать среду так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Развивающая среда группы особенно оснащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда в группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; магниты и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.
При организации развивающей предметной среды стараюсь учитывать интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы и ремонта, девочкам для работы на кухне, для стирки, игры в куклы. Для развития творческого замысла в игре для девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, сумочки и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Каждый ребенок занимается любимым делом.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Главная роль в становлении личности ребенка младшего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием, любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является – предметно – развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Развивающая предметно – пространственная среда группы условно делится на три сектора:
• рабочий сектор;
• активный сектор;
• спокойный сектор.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как размещает оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности.
Рабочий сектор включает:
Центр познавательной и исследовательской деятельности.
Уголок «Песок и вода» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии детей младшего дошкольного возраста. Речь идет о самодеятельной игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.
Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Для игр с песком и водой имеются фартуки, формочки, мелкие игрушки для закапывания, наборы пластмассовых игрушек, игрушки из разных материалов для игр «Что тонет, что плавает?», цветные камешки, ракушки.
В центре познавательной и исследовательской деятельности и природы находятся комнатные растения в соответствии с СанПин, дети знакомятся с растениями, наблюдают за ними, учатся ухаживать за ними.
В уголке имеются дидактические игры, картинки о природе, календарь природы. Осуществляется опытно-экспериментальная деятельность. Дети вместе с воспитателем наблюдают за живыми и неживыми объектами природы.
Есть игры, которые знакомят детей с изменениями в природе в разное время года, развивают речь, наблюдательность к окружающему миру.
Центр продуктивной и творческой деятельности.
Центр продуктивной и творческой деятельности - это место где находится необходимый материал и подходящие условия для развития творческих способностей детей. Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительной деятельности.
Центр правильной речи и моторики.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи (мозаики, пазлы, карточки и картинки для составления рассказов, кубики, лото различного типа.
Активный сектор занимает самую большую площадь в группе, включает в себя:
Центр двигательной деятельности.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации развивающей предметно – пространственной среды. Зона двигательной активности позволяет детям свободно двигаться, использовать спортивный инвентарь, оборудование и атрибуты для игр.
В зоне физического развития находится оборудование для меткости, равновесия, развития быстроты, осанки. Дети свободно играют в мячи, обручи, скакалки. Так же имеется нетрадиционное оборудование для дыхательной гимнастики, профилактики плоскостопия.
Центр конструирования.
В этом центре для возведения простых и сложных конструкций собраны различные виды конструкторов (пластмассовый, деревянный, строительного материала, мягких модулей, также небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Центр музыкально – театрализованной деятельности.
В работе используем разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, бибабо).
Уголок ряженья позволяет детям перевоплощаться в различные образы.
В музыкальном уголке имеются игры для развития слуха, чувства ритма, для развития памяти и др. Музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Кто как идет» и др. Имеются музыкальные инструменты, игрушки.
Центр игры.
Развивающая предметно – пространственная среда детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровом центре собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр в группе имеются наборы: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Пароход», «Автобус», «Семья».
Для возведения простых и сложных конструкций в зоне имеется пластмассовый, деревянный, магнитный конструктор. Дети договариваются о сюжете игры, учатся находить выход из проблемных ситуаций.
Спокойный сектор:
Центр книги.
Уголок книги в нашей группе располагается в специально выделенном и оформленном месте, где соблюдаются главные условия - это удобство и целесообразность.
Мы старались сделать его уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, а так же внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Центр отдыха.
Центр отдыха дает детям возможность для уединения.
Уголок уединения - это место где ребенок может и поиграть, и рассмотреть понравившуюся книжку, пролистать альбом с семейными фотографиями. Где ребенок чувствует себя защищенным.
Таким образом, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда группы – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.