Татьяна Прокопьева
Педагогическое эссе «10 заповедей воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Прокопьева Татьяна Рейновна
Педагогическое эссе на тему «10 заповедей воспитателя»
Что такое заповедь? Для меня - это правило, которое не может быть нарушено. Что же является заповедями для воспитателя? И вообще, они существуют? Разумеется, они существуют, я считаю, что эти заповеди диктует нам ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения, а также моральные и этические установки социума.
Публикация «Педагогическое эссе „10 заповедей воспитателя“» размещена в разделах
Первая и, на мой взгляд, самая важная заповедь, которую бы я отметила - это уважительное отношение к личности каждого ребенка, его чувствам. Несмотря на то, что многие дети, приходя в детский сад, не умеют говорить и тем более выражать свои чувства, они уже являются такими же людьми, как и мы. Ребёнок может переживать намного больше эмоций, чем взрослый, и не всегда может о них сказать. Во-первых, в силу отсутствия связной речи. Но, даже овладев речью, многие дети не могут говорить о своих чувствах, делиться своими переживаниями. Возможно, эта проблема нашего русского менталитета, выражение чувств часто интерпретируют с жалобами, слабостью духа и характера. Конечно, в последние годы, все же наблюдается тенденция, которая отражает изменения в этом направлении. Воспитателю необходимо учить детей выражать свои чувства и эмоции. На помощь приходят разнообразные практики, методики, технологии. Я бы особо отметила такие технологии как соц. игра и психогимнастика. Многие психологи утверждают, что сдерживание эмоций негативно сказывается на нашем здоровье. А это ещё один аргумент в пользу необходимости работы в данном направлении. Конечно, радостные, позитивные эмоции дети выражают охотнее. А что делать с негативными? Как научить их выражать так, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно? Зачастую дети, не умеющие выражать свои эмоции, проявляют агрессию при возникновении отрицательных эмоций. Всегда ли воспитатель правильно ведет себя в отношении таких детей? В таких случаях и необходимо обращаться к данной заповеди, как только воспитатель воспринимает ребенка, как полноценную личность, решение проблемы приходит само собой.
Следующая заповедь, связанная с первой – учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Хороший воспитатель всегда подберёт «ключик» к каждому ребёнку и это непросто красивое выражение. За ним прослеживается всё будущее взаимодействие воспитателя и ребёнка. Дети, как правило, доверяют только тем, кто по-настоящему воспринимает их такими, какие они есть, кто не пытается кардинально изменить их особенности. Они особо тонко чувствуют фальшь, пренебрежение, грубость… А потом – замыкаются вовсе. Поэтому, воспитателю очень важно, с самых первых дней нахождения детей в детском саду, выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка и построить своё взаимодействие с учётом их особенностей.
Еще одна заповедь, не менее важная – дать ребёнку возможность самостоятельно прийти к знаниям. В данном случае, воспитатель выступает в роли «навигатора», который направляет за новым опытом – прочными знаниями. Ведь именно при наличии деятельного подхода в образовательном процессе ребёнок самостоятельно, допуская ошибки, приобретает знания.
Создание условий, предъявление требований, применение тех или иных методов должно соответствовать возрасту и особенностям развития. Воспитатель заботиться о том, чтобы вся образовательная деятельность и предметно-развивающая среда учитывала возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка и возрастной группы в целом. Несмотря на очевидность этой заповеди для педагога, её значимость достаточно велика. Когда образовательный процесс выстроен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и полностью адекватен им, а также учитываются вышеперечисленные и не названные, но существующие, заповеди, тогда можно говорить о полноценном проживании ребёнком всех этапов детства. А не это ли является главным для ребёнка?