оксана давыдова
Педагогическое эссе «Наставничество в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое эссе.
«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть
сильным и богатым, - достаточно быть добрым».
(Монах Симеон Афонский)
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», а потребность в расширении практик наставничества на протяжении нескольких последних лет выступает актуальной проблемой. Именно поэтому в России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент В. В. Путин. В документе говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.
Публикация «Педагогическое эссе „Наставничество в образовании“» размещена в разделах
Данная тематика и проблематика понятна мне, так как являюсь педагогом-наставником на протяжении трех лет. И как ни кто другой, осознаю значимость наставничества для начинающего специалиста.
Известно, что наставничество в своем лучшем проявлении связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей.
Считаю, что взаимное доверие является основой, на которой с самого начала строятся отношения. В этом случае, я стараюсь создавать условия для добрых, доверительных отношений. Такие отношения не складываются сами собой. Они нуждаются в постоянной поддержке и мониторинге, особенно на ранних стадиях. Для этого использую демократический стиль общения, назидательный тон здесь недопустим. Также стараюсь быть примером для молодого педагога в отношениях с воспитанниками, с коллегами, с родителями.
Как показывает практический опыт в данном направлении, основной результат наставнической деятельности - продуктивное развитие личности наставляемого, его интенсивное образование, активная социализация, позитивная социальная адаптация через передачу опыта наставника наставляемому.
Наставничество требует от меня искать наиболее эффективные технологии для развития личности и ее социализации, ускорения ее адаптации к изменяющимся социальным условиям, а также развивать широкий спектр компетенций, учитывающих современные стратегические тренды развития экономики, социальной сферы и системы образования.
Следует отметить, что одной из используемых эффективных технологий в моей работе является, портфолио «История успеха» как своего, так и наставляемого. А эффективной формой передачи опыта молодым педагогам оказалась форма «мастер-класс». Дело в том, что молодые воспитатели и коллеги с небольшим стажем работы часто нуждаются не в теоретической форме помощи, а в практической.
В ходе работы с молодыми педагогами, много чего уже сделано, но всегда есть возможность к чему-то стремиться, в связи с чем, я приобретаю знания с ориентиром на новые реалии современного дошкольного образования, развиваю свои деловые и личностные качества, повышаю свой профессиональный уровень. Таким образом, наставничество является эффективным методом профессионального становления личности не только молодого специалиста, но и наставника.
Предполагаю, что возрождения института наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.