Татьяна Меденикова
«Педагогическое эссе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью педагога воспитывается сердце
ребенка, разумом педагога формируется ум его питомцев, убеждения педагога определяют убеждения его воспитанников,
трудом педагога создается величайшая ценность на Земле – Человек.
Точка, точка, запятая …
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Публикация «„Педагогическое эссе“» размещена в разделах
Мы его нарисовали –
Только и всего …
(из детской песни)
Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична судьба его творений. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих воспитанников педагог соприкасается с вечностью.
XXI век представляет для нас новый исторический рубеж. И сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут наши дети в будущем, конечно же мы много ждем от них, может быть больше чем ждали от нас наши родители и педагоги. Какими же мы хотим видеть наших детей сегодня? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым … Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Малыши приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они еще очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка впитывать все новое. Общеизвестно: дошкольный возраст – период стремительного физического и психического развития, период первоначального формирования физических и психических качеств, столь необходимых человеку в течении всей последующей жизни. Обычно образ дошкольного детства рисуют через привычные характеристики: развитие речи, сенсомоторику, познавательные процессы, социальные умения и т. д. крайне важно не упустить это благоприятное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.
И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Так какие же буквами можем мы заполнить нашего человечка, которые составят «неотъемлемую часть его» самого?
В самую первую строчку я бы хотела записать слово «ЧУВСТВА». Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, это еще и сочувствие, и сострадание.
Конечно же, в детском саду мы должны сформировать у детей и определенные навыки. Это и навыки самообслуживания, и специфически психологические речевые навыки, навыки внимания, памяти, личностного общения. Я, конечно перечислила еще не все необходимые качества. Но даже остановившись на этом, несомненно, можно догадаться, к какому результату должен привести наш педагогический путь, что мы хотим видеть в нашем воспитаннике, да и вообще в человеке.
Следующую часть «кроссворда», мы оставим для школы. Она добавит ребятам опыта, самостоятельности, творчества и трудолюбия, но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости.
И вот он «человечек» предстает перед нами. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы и, неудовлетворенный им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишен. Его творение уходит от него и живет своей независимой жизнью. Не только удачи педагога, но и его ошибки остаются жить в вечности.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться …
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
(Ф. Тютчев)