Ирина Завялова
Педагогическое проектирование образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое проектирование образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения у дошкольников.
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.
Публикация «Педагогическое проектирование образовательной среды для формирования культуры безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, рост преступности, военные конфликты, террористические акты, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как внушаемость, доверчивость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в природе, в быту, на улицах и дорогах. В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются. Ребенок, так как не знает, что делать принимает решение медленно и часто неправильно. Детская жизнь хрупка, поэтому следует относиться к ней очень бережно. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряется взрослым и порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «нельзя», «отойди», «не трогай». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это приводит к обратному результату.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от опыта и обученности в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Среди физиологических особенностей детей формирования культуры собственной безопасности можно выделить следующие:
• Дети имеют маленький рост, из-за чего у них небольшой угол обзора, малое поле зрения.
• Испытывают сложности в управлении своим поведением.
• Для поведения характерна импульсивность в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций — это связано с высоким уровнем произвольной регуляции и самоконтроля.
• Повышенная двигательная активность в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством, при отсутствии контроля со стороны взрослых, могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
• Эмоция страха является причиной возникновения множества проблемных ситуаций в дошкольном возрасте, при этом в опасности оказываются и дети, чья жизнь «переполнена страхами» или дошкольники которые «ничего не боятся».
• Реакции детей по сравнению с реакциями взрослого замедлены.
• Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой, обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях, дети реагируют на те звуки, которые им интересны.
• Дети не способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды.
• Ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность и не знает реальных свойств предметов, не может различить жизненные и игровые ситуации.
• Неадекватность самооценки детей, переоценка ими своих возможностей. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта. У ребенка развивается наглядно-действенное мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями. К концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.
Благополучие ребенка и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий, часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению. Важно учитывать каждый возрастной этап, его особенности.
Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны отсутствие выдержки и: конкретность мышления, неумение правильно и своевременно выполнять правила поведения. Малыши хотя и внимательны к словам взрослых, однако у них недостаточно развито волевое усилие.
Дети среднего дошкольного возраста легче реагируют на слуховые и зрительные сигналы, приучаются и стараются сдерживать свои импульсивные побуждения. Они не так зависимы от взрослых, как малыши.
Дети старшего дошкольного возраста воспринимают правила как норму поведения. Но все же, они еще не могут точно определить направление постороннего звука, а также определить степень опасности.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Хочется отметить, что в нашем саду вопросам безопасности дорожного движения отдается одно из первых мест.
Поэтому в каждой группе организованны уголки безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Требования к предметно-пространственной среде :
она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;
она должна работать на развитие самостоятельности и инициативности ребенка.
В группах целесообразно оформить содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда входят:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т. д. ;
• классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
• подборки народного фольклора;
• подборки художественной литературы;
• справочная литература;
• тематические альбомы;
• подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации, плакатов по правилам дорожного движения;
• модели машин: легковых и грузовых;
• картотека «опасных ситуаций»;
• строительный конструктор;
• аудио-видеоматериалы, мультимедийные презентации;
• комплекты дорожных знаков;
• макет улицы с транспортными средствами, перекрестками;
• подборка проблемных ситуаций;
• подборка «Минуток безопасности»;
• игрушечный транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и др., строительная техника (бульдозер, экскаватор и др., сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн).
Группы должны быть оснащены техническими средствами, способствующими овладению правилами дорожного движения.
Кроме того, оформляется информационный «Уголок безопасности– Светофорик», материалы которого должны включать в себя следующее содержание:
• выписка из приказа заведующего ДОУ о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
• информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе; округе;
• план работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
• схема безопасного маршрута движения детей;
• информация для детей и родителей обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью;
• информация для родителей методического характера.
На площадке ДОУ выделяется зона ПДД (разметка дороги, пешеходного перехода, которая помогает детям закрепить полученные знания. Таким образом, создавая предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Методические рекомендации по оформлению уголка безопасности дорожного движения.
Содержание Уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
Первая младшая группа.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами : грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
• Набор транспортных средств.
• Иллюстрации с изображением транспортных средств.
• Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.
• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.).
• Дидактические игры «Собери машину» (из 4 частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Вторая младшая группа.
В младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
• картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «найти такую же картинку»;
• простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть;
• макет транспортного светофора (плоскостной).
Средняя группа.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
В средней группе актуализируется опыт детей, связанный с правилами безопасного поведения, полученный ими ранее. При этом создаются условия для проявления ими большей самостоятельности по сравнению с младшей группой как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Наблюдения и эксперименты, в которых дети принимают участие, направлены не только на фиксацию свойств предметов и простейших закономерностей, но и на выявление причин наблюдаемого. Наряду с этим создаются условия для дальнейшего накопления детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В средней группе появляется возможность использовать такие формы работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
• макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
• дидактические игры «найди свой цвет», «собери светофор»;
• на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Старшая группа.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
В старшей группе актуализируется опыт детей, связанный с правилами безопасного поведения, полученный ими ранее. При этом создаются условия для проявления ими большей самостоятельности по сравнению со средней группой как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании, ввести следующие усложнения. Дети (вместе со взрослыми) находят другие сказки и придумывают свои на темы выполнения (невыполнения) правил безопасного поведения на дороге (как пешеходы, как пассажиры, как водители). Дети придумывают и изображают дорожные знаки, напоминающие о необходимости выполнять правила безопасного поведения на дороге. Комментируют замыслы и результаты своих работ. Наблюдения и эксперименты, в которых дети принимают участие, направлены не выявление простейших закономерностей и выявление причин возникновения опасных ситуаций. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В старшей группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.
В уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
• макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
• набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные — «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки — «Дети»; запрещающие знаки — «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки —«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета — «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса — «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;
• дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;
• схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?»;
• атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Подготовительная группа.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
В подготовительной к школе группе, как и в старшей, большое внимание уделяется проявлению детьми большей самостоятельности как в играх, так и в наблюдениях и экспериментировании. Продолжается работа по накоплению детьми опыта выявления опасных ситуаций, проявления ими активности в поисках выхода из них. В подготовительной к школе группе расширяются возможности для использования таких форм работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки, описательные рассказы, рассказы из собственного опыта и др.
Содержание уголка более усложняется:
• картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор или компьютер);
• окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД;
• фланелеграф — для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения — разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьезность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить, в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Варианты оформления уголка безопасности :
• Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30х65 см). Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
• Книжка-раскладушка. Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например, «Цена спешки — жизнь вашего ребенка». «Внимание — мы ваши дети!» «Ребенок имеет право жить!» «Глупо экономить свое время за счет жизни ребенка».
Уголок для родителей должен содержать: информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе; причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей; рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге; перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения; рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.