МААМ-картинки

Педагогическое общение на уроке музыки

Вера П
Педагогическое общение на уроке музыки
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гуманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются высокие требования, заключающиеся в высоком уровне профессиональной подготовки, проявлению творческой и личностной активности, эффективности межличностного взаимодействия и общения с учениками. Именно в общении складывается система воспитательных взаимоотношений, помогающих или же, наоборот, препятствующих развитию и становлению личности ребенка, усвоению им знаний, умений, навыков. Правильно организованный процесс педагогического общения способствует возникновению эффективного и продуктивного контакта между учителем и учеником, как субъектом педагогического процесса, способствует преодолению коммуникативных и психологических барьеров, всестороннему развитию личности.

Публикация «Педагогическое общение на уроке музыки» размещена в разделах

Общение – это необходимый компонент для учителя музыки, имеющий особую эмоционально-содержательную окраску. Взаимоотношения представлены на уроке между музыкой, учителем и учениками в коллективных формах деятельности, направленные на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений заложенного в ней.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими психологиями, передаётся от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к учителю определяет отношение к предмету, поэтому большое значение имеют коммуникативные способности педагога, создающие благоприятный психологический климат для развития ученика. Такая значимость данного процесса обусловила мой интерес к изучению и анализу проблемы педагогического общения. Поэтому тема «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ» является интересной и актуальной на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой. В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики возникла потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная, из которых можно выделяются содержательный, методический и социально-психологический. Их единство и взаимосвязь позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т. е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения - обмен информацией между людьми; интерактивная сторона - организация взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся язык, интонация, мимика, жесты, расстояние.

Педагогическое общение — профессиональное общение учителя и ученика в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В. А. Канн – Калик) :

-общая сложившаяся система общения педагога и учащихся;

-система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

-ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Исследования показывают, что в ежедневном общении человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%.

Передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Педагогическое общение имеет свои собственные особенности. Первая и наиболее важная функция - информационная – состоит в передаче посредством общения разнообразной информации учебно-методического, бытового, научного, познавательного характера. Происходит накопление опыта знаний, умений, навыков, приобщение личности к культурным, материальным и духовным ценностям. В процессе обучения учитель выступает как посредник между информацией и знаниями, которыми он обладает в конкретной области, и обучающимися.

Воспитательная функция занимает одно из самых главных мест в процессе педагогического общения. Сущность ее заключается в приобщении учеников к системе культурных и нравственных ценностей, господствующих в обществе, к культуре общения и взаимодействия с окружающими людьми.

("что такое хорошо и что такое плохо?").

Обучающая функция - часть многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

Регулятивная функция предусматривает выбор и применение различных форм, средств, методов, приемов контроля и оценки достижений и огрехов в знаниях и умениях учащихся с целью корректирования их обучения, развития и воспитания. Эффективность этой функции зависит от профессиональных навыков учителя применять разнообразные и соответствующие ситуации средства, методы, приемы контроля, требования, которые необходимо сопоставлять способностям детей.

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.

Фасилитативная функция: учитель способствует самовыражению ученика. Заинтересованность педагога, направленность на развитие личности и самостоятельности ученика, доброжелательная и подбадривающая атмосфера способствуют самоактуализации учащихся.

Функция соучастия призвана поддерживать ученика. Педагог принимает часть груза трудностей и проблем ученика на самого себя, оказывает ему необходимую помощь, поддержку, поощряет успехи и достижения.

Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Учитель оказывает на ученика стимулирующее воздействие. В результате ученик должен чувствовать себя увереннее, самостоятельнее, решительне.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности.

-Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам.

-Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т. к. позволяет спонтанно находить решение каждой новой ситуации. Существуют разнообразные классификации стилей педагогического общения. Самой распространенной и общепринятой является их подразделение на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог самостоятельно и беспрекословно разрешает все вопросы и проблемы, которые касаются как целого классного коллектива, так и каждого ученика. Он единолично определяет цели, задачи, характер взаимодействия, а также субъективно оценивает результаты деятельности.

Попустительский (игнорирующий) стиль общения предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, реализуя тактику невмешательства, в основу которой положено равнодушие, безразличие к учащимся, их проблемам, успехам и достижениям. Прямо противоположным является сотруднический, доверительный демократический стиль поведения. В данном виде общения учитель ориентируется на ученика как насубъекта учебного процесса и общения. Демократический стиль общения – единственный действенный способ организации сотрудничества.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя.

Среди показателей личностного плана наибольшую роль играют коммуникативные способности, знания, умения, навыки общения. В психолого-педагогической литературе указывается ряд качеств личности педагога, важных для общения :

- фасцинация (основа обаяния);

- прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

- импровизационный ум;

- эмпатия (способность поставить себя на место другого);

- доброжелательность;

- аутентичность (умение быть собой);

- инициативность в общении;

- непосредственность;

- принятие своих и чужих без страха;

- стремление к самопознанию.

Выделяют и ряд профессионально важных качеств педагога : коммуникативность, умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.

Труд учителя можно назвать общением с детьми на заданную тему. Для предмета «Музыка» общение – одно из центральных понятий. Это взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску, а так же совместная творческая деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки. Искусство как форма невербальной коммуникации является могучим средством эстетического воспитания и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Музыка, язык дирижера, живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные «тексты».

Очень важен положительный, добрый настрой учителя во время урока, тогда и мимика, жесты, телодвижения будут подтверждать это и помогать в работе. На уроках музыки мимика и жесты важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа песни происходит самое первое, наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения; образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Значит, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение, образ в музыке.

При разучивании и исполнении основная нагрузка при передаче информации «выпадает» на руки: с помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Важно обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы показать так, чтобы ребята не только поняли, а и воспроизвели.

При слушании музыки эмоциональное отношение учителя к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. Его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения.

Большую роль играет и визуальный контакт. Поочередно обращаясь взглядом к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять, что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. По качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения).

Учитывая, что искусство – специфическая форма невербальной коммуникации, можно сказать, что на уроках музыки преобладает невербальное взаимодействие. Для успешного взаимодействия учителя и ученика важеняркий, интересный имидж учителя: визуальный (внешний вид, пластика, мимика, внутренний (голос,темперамент,настроение); менталитет (интеллект,духовная практика).Но вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии. Поэтому хорошее владение речью и владение своим невербальным поведением создают в целом успешное взаимодействие педагога с учениками.

Музыка, оказывая преобразующее воздействие на личность человека, становится одновременно источником, предметом и одной из сторон общения на уроке. Здесь важно, насколько глубоко учитель сам проник в содержание музыки, чтобы в последующем процессе общения с детьми не разрушить, а углубить ее влияние.

В основе общения с музыкой – образ интонация. Через интонацию исполнитель и слушатель способны проникнуть в мир чувств, переживаний и идей композитора. Поэтому легко воспринимается музыкальный образ, как выразительное целое, легко определяет характер, настроение музыки и с трудом говорит об отдельных средствах музыкальной выразительности. Чтобы не происходило разрушение целостности образа при общении с музыкой, основой анализа должно стать наблюдение за развитием «мысли-интонации».

Многообразие языка педагогического общения на уроке музыки складывается из многих компонентов: язык самой музыки, речь, мимика, взгляды, жесты, паузы.

Речевая интонация дает услышать много интересного. В эмоциональной окрашенности речи – восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке.

В организации общения на уроке музыки важно тонко чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет, когда «говорить» будет сама музыка.

Дети не просто молчат, они остаются «жить» в прозвучавшей музыке. Молчание класса – не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей, когда тишина после звучания музыки является показателем слушательской культуры школьников. Необходимо с верной интонацией, настроением, соответствующими прозвучавшей и продолжавшей еще звучать в сознании детей музыке, выйти на размышление о ней. Здесь важны и темп речи, и динамика, и интонация, и умения педагога «держать паузу».

Различные формы общения с музыкой выявляются в речи, мимике, движении, раскрывающие эмоциональные состояния учеников. Все это элементы общения с искусством. Именно эта способность учителя вместе с детьми эмоционально вслушиваться в музыку, правильно и точно услышать и увидеть эмоциональное состояние класса, поможет ему реализовать истинное общение на уроке музыки.

Организуя музыкально – творческую деятельность на уроке, учитель пользуется терминологией и говорит на «языке музыки», не требуя запоминания этой терминологии. У детей накапливается запас музыкально – слуховых впечатлений, понятий и терминов, услышанных от учителя. Совместная музыкальная творческая деятельность учителя и ученика определяет содержание общения на уроке. Учитель является посредником между музыкой и детьми и его профессионализм заключается в умении организовать художественное, творческое общение детей с музыкой, которое может соответствовать созданию необходимых педагогических условий для решения главной цели музыкальных занятий в общеобразовательной школе.

Организация и методика общения на уроках музыки является одной из актуальных проблем и мало разработанных педагогических проблем. Урок музыки располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы, ведь наряду с учащимися и учителем особым субъектом общения служит музыка. Специфика музыкально - педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства и имеет художественно - творческое начало. При этом творческий процесс приобретает двухсторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой — на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся.

Характер организации урока музыки и коммуникативной деятельности зависит от манеры общения с детьми, взаимоотношений между учителем и учеником, от уровня воспитанности детей.

Смысл музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога.

Музыкально-педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога-музыканта, выступает как система с определё нными функциями: информационно-коммуникативная, регулятивная, аффектно-коммуникативная.

Только лишь в своей совокупности они обеспечивают достижение высоких творческих результатов.

Особую роль в структуре музыкально-педагогического общения играют следующие элементы: мотивационный, содержательно-смысловой и коммуникативно-исполнительский.

Мотивационный элемент отражает понимание учителем его специальной сущности – художественно-эстетической природы. Мотивационный элемент в структуре музыкально-педагогического общения пронизывает все основные психические уровни личности педагога-музыканта : направленность, характер, эмоции и т. д.

Основой содержательно-смыслового структурного элемента музыкально-педагогического общения выступают художественно-коммуникативные задачи, основной чертой которых на уроках музыки является их художественно-эстетическая направленность. Особое место в музыкально-педагогическом общении занимает коммуникативно-исполнительская деятельность. Важную функцию в создании ситуации эстетической коммуникации выполняют такие личностно-коммуникативные средства, как эмоционально-эстетическая отзывчивость и восприимчивость, мимика, пантомимика, речь.

Слово учителя о музыке является как бы продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи её эмоционально-образному строю. Речь педагога призвана предвосхищать и подчёркивать особенности содержания музыки, вести ученика по пути активно-творческого, духовно-личностного с ней взаимодействия.

Необходимо отметить, что слово учителя не должно сковывать творческую инициативу ребёнка. Ограниченность времени ставит перед учителем задачу говорить кратко, точно, просто, понятно, но обязательно эмоционально, ярко! Как бы хорошо не владел учитель словом, материал для рассказа и объяснения должен им тщательно подготавливаться.

Дар словесного общения со школьной аудиторией - качество, которое необходимо развивать постоянно, чтобы уметь говорить о сложном просто, уметь ярко, артистично охарактеризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно иллюстрировать свои мысли музыкальными примерами, учитель должен систематически повышать уровень своих знаний и профессиональное мастерство, воспитывать культуру речи и артистизм. В основе продуктивного общения учителя и ученика должна лежать «педагогика сотрудничества», взаимного обогащения, которая обеспечивается неформальным, живым, эмоциональным поведением той и другой стороны.

Музыкально-педагогическое общение – это одна из основ педагогической деятельности учителя музыки, которая состоит из культуры речи, богатства и многообразия языка, владения профессиональной терминологией и отражает красоту музыкального искусства.

Изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение и анализ педагогической деятельности в школе позволяют сделать следующие выводы:

1. Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя и учащихся на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, имеющее определённые педагогические функции.

2. Педагогическое общение на уроке музыки можно рассматривать как деятельность, направленную на создание в школьном музыкально-педагогическом процессе таких коммуникативных связей и отношений, которые в наибольшей мере отвечают природе музыкального искусства, художественно-творческим способам общения с ним.

3. Педагогическое общение учителя рассматривается как деятельность организующего характера, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе общения на уроке музыки происходит направленное и ненаправленное влияние, психологическими механизмами которого являются убеждение, внушение, заражение и подражание. Важнейшим элементом этого влияния выступает воздействие на эмоциональную сферу учащихся.

4. Чтобы уметь организовать педагогическое общение на уроке музыки, необходимо развивая такие способности и качества, как артистизм, воображение, внимание, эмпатийность, общительность, чувство юмора, наличие которых поможет учителю музыки добиться высоких результатов в его профессионально-творческой деятельности.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Москва:”Академия”, 1997.

2. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.

3. Ю. Н. Славинская. «Психолого – педагогические основы общения учителя музыки» // Вопросы психологии. 1995 N 2.

4. Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе [Текст] / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – 1997. – Вып. 12. – С. 3-14.

5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1985.

6. Красильникова М. С. Восприятие музыкального образа школьниками. /Обучение и воспитание школьными средствами музыкального искусства. – М., 1978.

7. Детский психолог. Выпуск 11 - “Тотем” : издательство “Приазовский край”, 2001.

8. Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Искусство слышать. Методическое пособие. “Радуница”, 2004.

9. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М. :ТОО “Независимая фирма ”Класс”, 1993.

10. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, ПэтсиСкин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”. - М., 1993, Центр общечеловеческих ценностей.

11. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.

12. Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

28. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. ЦАПИ Москва. 1994.

М. : АО ”Интерэксперт”, 1996.

Публикации по теме:

«Неделя музыки» в детском саду, посвященная международному Дню музыки«Неделя музыки» в детском саду, посвященная международному Дню музыки С 1 по 5 октября к международному Дню музыки в детском саду «Солнышко» музыкальные руководители провели «Неделю классической музыки». Каждый.

Консультация «Общение ребёнка в ДОУ» Мир ребёнка дошкольника уже не ограничен семьёй. Теперь значимыми для него людьми становятся и сверстники. По мере взросления все важнее.

Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию со дня рождения В. В. ТалалихинаФотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию со дня рождения В. В. Талалихина Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Общение детей с природой. Общение ребенка с природой. Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Разнообразны и природные.

Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка .

Традиция «Я дарю тебе общение»Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями «Образ природы в произведениях музыки и живописи» в 6 классе Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс. Цель: • Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся.

Фотоотчет об уроке технологии в 1 классеФотоотчет об уроке технологии в 1 классе Первый класс, я так хотела поработать снова с первоклашками. Они были совсем мне незнакомы. В этот раз я не работала в "малышке", и у меня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое общение на уроке музыки
Опубликовано: 10 января 2019 в 19:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое общение на уроке музыки» (включая файлы) размещена пользователем Вера П в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД