Галина Михалевская
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД (ОО Речевое развитие)
Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна»
(по Л. Н. Толстому)
Воспитатель МБДОУ Могоёновский д/с
Михалевская Г. И.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Форма организации детей: групповая
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Пересказ рассказа Л, Толстого „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна». Наблюдения в природе.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
• Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение; отвечать на вопросы предложениями из 2 - 3 слов; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• составлять рассказ по мнемотаблице.
• .Совершенствовать у детей умения понимать смысл образных выражений в тексте.
• развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
• Воспитывать интерес к рассказу.
• Воспитывать у детей интерес к книжной иллюстрации.
• Воспитывать у детей восприятие красоты природы
Оборудование и материал
Демонстрационный материал: Демонстративная картинка с изображением весны, сюжетные картинки, схемы, 2 лиса бумаги А 4, Оригами: игрушка- Лягушка, цветок из бумаги - кувшинка, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, цветущее дерево (аппликация с элементом рисования)
Раздаточный материал: 2 листа бумаги А 4 на каждого ребенка,
2 пульверизатора, лягушата, лодочки-оригами по количеству детей.
Средства ТСО: ноутбук
Методы и приёмы
Словесный : (загадка о весне, чтение рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого, беседа, пересказ, словесная игра «Назови ласкова»).
Наглядный: (рассматривание портрета Л. Н. Толстого, дощечки, картины с изображение весны, рассматривание демонстрации глаголов «потекла», «пустить»)
Опытно - исследовательская деятельность: «Цветущее дерево».
Игровой: (Нейропсихологическое упражнение «Сделай бумажный шар», игра «Дутипол», физ. минутка «Весна»,
1. сюрпризный момент – появление волшебного цветка кувшинки и Лягушки (оригами).
2. «Кто самый лучший» - ребенок смотрит в коробочку с зеркалом и видит себя.
Ход организованной образовательной деятельности
Организованный момент.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка – земля, здравствуй ты и здравствуй я!
Ребята, посмотрите у меня чудесная корзинка? Интересно, что в ней находится? Лягушка обратилось с просьбой: «Дорогие ребята спасите моих детей – лягушат, чтобы они весной смогли быстро из головастиков превратиться в лягушек, для этого выполните задания кувшинки.
А вот и волшебный цветок, а называется он – кувшинка. На каждом лепестке – задание.
(Звучит мелодия жизни – звуки природы, пение птиц)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте звуки и скажите, какие звуки вы слышите?
Дети: Журчат ручьи, поют птицы.
Первый лепесток:
Загадка:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла….(весна).
Второй лепесток:
- (Демонстрация картины «Весна»)
- Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна)
Почему вы решили, что Весна. (ответы детей)
Третий лепесток: Послушайте рассказ, который написал Л. Н. Толстой
Показ портрета Л. Н. Толстого.
Чтение рассказа. (Во время чтения выставляю сюжетные картинки)
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
- Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому? (Наступила весна)
- А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)
- Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму.
(демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)
Предлагаю детям рассказать, что значит «потекла», «пустили».
Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и под наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что вода потекла.
Беру тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду. (Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети пускали лодочки.
Беседа по содержанию рассказа.
- Какое время года наступило? (Наступила весна)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)
- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)
- Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)
- Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)
- Что делали дети? (Дети бежали)
- Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)
- Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)
Четвертый лепесток предлагает выполнить задание
Физкультминутка
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.
Птички в гнездышках сидят.
Птички по небу летят.
Мы по лужам скачем.
И совсем не плачем!
Пятый лепесток: - Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на листы бумаги разложенных на столах). Предлагаю детям в каждую руку взять лист и одновременно смять бумагу и сделать шар.
Д/и Игра «Дутибол»
Цель: Повышение тонуса мозговой деятельности
Инструкция: Дети сидят за столами, один бумажный шарик посередине стола, другой вначале и струёй воздуха, направить в ворота для шарика, сделанные из карандашей. Кто быстрее?
шестой лепесток: - Ребята, а теперь просто необходимо назвать ласково
Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок, дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко, цветок-цветочек, ветка - веточка, снег – снежок, капля – капелька.
- Вы большие молодцы!
Седьмой лепесток:
- Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во время чтения рассказа выставляю схемы).
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
- А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)
- Вы сегодня все такие молодцы! Красавица - Лягушка вам приготовила сюрприз. Но сначала давайте скажем Лягушке, что в природе происходит весной? Мы назовем все признаки весны? (Да)
(Демонстрируется дерево - яблонька, на котором не распустившийся цвет яблони. Дети называют признаки весны и на дереве (от пульверизатора раскрываются появляются листочки и цветы)
Молодцы! Посмотрите, вы много назвали признаков весны, что наше дерево расцвело такими красивыми цветами.
Сюрприз. «бумажные» шарики превратились в лягушат - оригами
Итог.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? (С рассказом «Пришла весна»)
- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)
Что вам понравилось больше всего в рассказе?
Что было интересного на нашей встрече? (занятии)
Что вы расскажите своим родителям о нашей встрече?
Лягушка благодарит детей и дарит детям сувениры. (лодочки - оригами)
Предлагаю детям узнать, кто самый лучший.
«Кто самый лучший» - ребенок смотрит в коробочку с зеркалом и видит себя.
результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Литература: В Лебедева, И. В. Козина «Обучение дошкольников пересказу». Средняя группа. ООО «Центр педагогического образования», 2009 г.
Дети называют признаки весны и с помощью пульверизатора (наполненного водой) «раскрываются» цветы из бумаги.