Коваленко
Педагогический тренинг «Я — Воспитатель!»
▼ Скачать +Заказ
Я — Воспитатель!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕ0БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. МАЙСКОГО
Подготовила
Коваленко Т. П.
КБР, г. Майский
Дошкольный отделение «Сказка»
Цель:
1. Изучить и критически осмыслить свой личностный ресурс
2. Овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного
содержания другим людям.
Оборудование:
Листы А4
Фломастеры
По 3 небольших листочка разного цвета на каждого участника
Карандаши или ручки
Картинки с героями м/ф «Винни- Пух»
Публикация «Педагогический тренинг „Я — Воспитатель!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Карточки с интерпретацией характера героев
Вопросы
Карточки с ситуациями 1
Карточки с ситуациями на выбор
Карточки с афоризмами
Раздаточный материал с притчей
Ведущий:
Воспитание по своей природе есть субъект – субъектный процесс, и никакие технологии не заменят живого слова значимого взрослого, все знают, что воспитывают собственной личностью.
Но чтобы собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно, как минимум два условия:
1. Изучить и критически осмыслить свой личностный ресурс: что там за
содержание такое имеется, что нужно, а что не стоит транслировать
другим.
2. Овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного
содержания другим людям.
И вот сегодня, я предлагаю пройти рефлексивный тренинг «Я - воспитатель». Это тренинг для тех педагогов, кто внутренне готов осмыслить свой внутренний ресурс и обогатить им свою деятельность воспитателя
Тренинг направлен на решение следующих задач:
1. Знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания;
2. Осмысление своих личных интересов, ценностей;
3. Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в
воспитательной работе с детьми.
Участники: воспитатели, ст. воспитатели дошкольных корпусов Майского- района.
1 этап. Это я: знакомимся сами и знакомим других.
Задача:
Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу
ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и
индивидуальности каждого участника.
Упражнение «Добрые слова»
Участники рисуют на бумаге свою ладонь, пишут свое имя на запястье и начинается «движение» ладоней по кругу. Задание: написать лаконично добрые слова хозяину ладони. Сначала участники пишут на «пальцах», потом на «ладошке». Заканчивается «движение», когда «ладонь» возвращается хозяину.
Затем предлагается зачитать, но с местоимением «Я».
Комментарии: для эффективного общения очень важно уметь говорить и принимать комплименты. Что чувствовали Вы, когда писали добрые слова? Что чувствовали, когда читали адресованные Вам слова? Были ли открытия для Вас?
Упражнение «Три цвета личности»
Каждый участник получает по 3 небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета.
Например, желтый – как все
Голубой – как некоторые
Розовый – как никто больше.
Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты (Приложение №1).
При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его со всеми участниками группы.
На листочке «как некоторые» - качество, свойство, характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д, роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.
Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит взять всех в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача – в свободном режиме пообщаться со всеми участниками группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2-3 минуты. Затем общее обсуждение.
Таким же способом ведущий просит обсудить содержание карточек «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
2 этап. Мое «Я» как профессиональный инструмент
Задача – проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того,какие возможности они открывают и какие ограничения накладывают.
Ведущий:
В детском саду невозможно полностью развести личное и профессиональное, а если возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе.
В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, каике поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, т. к. мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с воспитанниками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.
Социодрама.
Тест психогеометрический или Винни-Пух и все-все-все
Выбрать героя м/ф, с которым ассоциирует себя каждый участник группы (Приложение № 2).
Разбиваются в группы в соответствии с выбранным героем. Затем каждая группа знакомятся с интерпретацией результатов теста (Приложение № 2а). И кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их героя». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «героя».
Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей
воспитательной программы с точки зрения его героя и ответов на следующие вопросы:
1. Наш педагогический девиз.
2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
3. Что нас раздражает?
4. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?
5. Почему без нас детям плохо?
6. Возможные профессиональные деформации воспитателей этого типа.
7. Список вопросов может быть изменен и дополнен.
8. Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «персонажа»
Упражнение «Чем я могу быть интересен?»
Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с описанием ряда ситуаций.
Участники по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «Запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывает карточку, затем говорят все желающие.
Примеры: (Приложение № 3)
1. Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения.
Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?
2. Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах погас свет.
Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем вы могли быть интересны детям?
3. Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от
педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?
3 этап. Мои интересы и жизненные ценности
Ведущий:
Ценности и жизненные приоритеты – это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других.
Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность.
Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в построении системы работы с детьми, т. к. сможет сделать ее личностно значимой, а значит - живой, настоящей, идущей от сердца.
Упражнение «Мне интереснее…»
Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или - или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где – выбравшие второй и где – остановившиеся на ответе «не знаю».
После того, как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трех групп.
Ситуации: (Приложение № 4)
Мне интереснее:
1. Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
2. Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
1. Провести классный час, поговорить «по душам»
2. Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
1. Сходить в поход, пожить в палатках
2. Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
1. Придумать что-то самой
2. Адаптировать готовый сценарий
Мне интереснее:
1. Работать с мальчиками
2. Работать с девочками
После того как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее…».
Упражнение «Мне важнее…»
Ведущий:
В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтных ситуациях чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу очень важно уметь вычленить из ситуации, возвращать детям, а в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным.
Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленить ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами. (Приложение № 5)
Каждый участник получает карточку, на которой напечатан текст афоризма или притчи. Его задача – вычленить содержащиеся в тексте ценности и донести их до других участников.
4 этап. Заключительный
Ведущий:
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, наш талант или талантище, - значит, нам удалось совместить воспитание и собственную личность.
Наша личность «заиграла» в работе как уникальный многозвучный инструмент.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)
Игра проводится под релаксационную музыку.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
Приложение № 6
Анкета «Обратная связь»
1. Ф. И. О. участника ___
2. Дата занятия ___
3. Степень включённости 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ___
4. Что мешает тебе быть включённым в занятие? ___
5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___
6. Что тебе не понравилось на прошедшем занятии? Почему?___
7. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе ___
8. Твои замечания, пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) ___
Спасибо за искренность ваших ответов!
Приложение 4
Мне интереснее:
1. Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
2. Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
1. Провести классный час, поговорить «по душам»
2. Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
1. Сходить в поход, пожить в палатках
2. Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
1. Придумать что-то самой
2. Адаптировать готовый сценарий
Мне интереснее:
1. Работать с мальчиками
2. Работать с девочками
Приложение № 3
1. Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения.
Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот
случай?
2. Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и
на окружающих улицах погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай?
Чем вы могли быть интересны детям?
3. Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от
педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?
Приложение № 4
Мне интереснее:
1. Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
2. Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
1. Провести педагогически й час, поговорить «по душам»
2. Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
1. Сходить в поход, пожить в палатках
2. Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
1. Придумать что-то самой
2. Адаптировать готовый сценарий
Мне интереснее:
1. Работать с мальчиками
2. Работать с девочками
Приложение № 2а
ТИГРА
Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры своим напором они способны «сдвинуть с места гору».
Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться аз
новую деятельность, которую также не доведут до конца.
Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).
ВИННИ – ПУХ
У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.
Пухи могут хорошо учиться: предпочтение умственного труда физическому
заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей.
Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых разных
сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врачами и писателями, экономистами и предпринимателями.
ПЯТАЧОК
Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится трудно, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде,
поведении, словах.
Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.
СОВА
Совы – настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но несколько рассеяны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает
при необходимости успешно постоять за себя.
Совы – хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники
профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.
ИА – ИА
Люди типа ИА романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людней. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами – ИА могут организовать ситуацию так, что люди будут выполнять их желания, даже не подозревая о том, что ими манипулируют.
ИА могут быть успешными в деятельности, где нет необходимости в
постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.
КРОЛИК
Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разносторонними способностями, развитой эрудицией, однако они
часто переоценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца.
Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются
отличные юристы, а также топ- менеджеры.
Наш педагогический девиз.
Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
Что нас раздражает?
Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?
Почему без нас детям плохо?
Возможные профессиональные деформации воспитателей этого типа.