Мария Давиденко
Педагогический совет «Здоровье ребенка и педагога в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Ход педагогического совета сопровождается слайдовой презентацией.
Уважаемые коллеги! Здоровье дошкольников – наше общее дело. (Анализ заболеваемости дошкольников ДОУ представляет старшая медицинская сестра).
Публикация «Педагогический совет „Здоровье ребенка и педагога в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Мы сегодня будем работать в малых группах (при входе педагоги получают карточки разного цвета и рассаживаются за столы по цветовому признаку, поэтому обратите внимание на правила работы в группах:
*искренность в общении
* взаимоуважение
*обязательное участие в работе группы в течении всего времени
* не давать оценок и не критиковать
Рассуждения в малых группах: подумайте и ответьте на вопросы:
1. «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»
2. «От чего зависит здоровье ребенка?»
Представление схемы «Здоровый ребенок».
Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад). Как сказал Жан де Лабрюйер «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»
Одним из факторов, влияющих на комфортное пребывание ребенка в детском саду, является психологическое здоровье педагога, то есть его настроение. Вот на этом факторе мы и остановимся.
Психологическое здоровье педагога : от чего оно зависит? Определите факторы, влияющие на психологическое здоровье педагога (работа в малых группах
Далее представление схемы (можно добавить со слов педагогов) :
- микроклимат в коллективе и в группе
- политическая обстановка в обществе
- физическое здоровье педагога
- семейная обстановка
Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», - говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.
В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:
во-первых, педагогическая профессия – здоровьеразрушающая
во-второых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели «постарели», так как молодёжь всё реже идёт в педагогику, хотя на сегодняшний день наблюдается и небольшой всплеск. И отсюда возникают ряд проблем.
Давайте с вами, согласно Методике "Типовое состояние" проведем тестирование (раздаточный материал). Адаптированная методика Э. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого.
Постарайтесь сделать следующее: вспомните чувства, с которыми Вы переступаете порог образовательного учреждения! Припомните чувство, с которым вспоминаете рабочие дела дома, на отдыхе. Как Вы себя чувствуете в детском саду чаще всего? Попробуйте мысленно «окунуться» в мир чувств, овладевающих Вами в стенах ДОУ.
Оцените выраженность того или иного чувства в баллах от «0» до «7», притом, что признаки, разместившиеся в левой колонке, соответствуют оценке «0», а в правой — «7». Итак, какой Вы себя чувствуете в ОУ чаще всего?
Довольным 0 1 2 3 4 5 6 7 Недовольным У)
Спокойным 0 1 2 3 4 5 6 7 Встревоженным (Т)
Расслабленным 0 1 2 3 4 5 6 7 Напряженным (Н)
Нужным 0 1 2 3 4 5 6 7 Лишним Т)
Отдохнувшим 0 1 2 3 4 5 6 7 Усталым Н)
Здоровым 0 1 2 3 4 5 6 7 Больным (У)
Смелым 0 1 2 3 4 5 6 7 Робким (Т)
Беззаботным 0 1 2 3 4 5 6 7 Озабоченным (Н)
Хорошим 0 1 2 3 4 5 6 7 Плохим (У)
Ловким 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуклюжим (Т)
Уверенным 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуверенным (Н)
Радостны 0 1 2 3 4 5 6 7 Огорченным (У)
После заполнения бланка методики, приступайте к обработке результатов. Посчитайте сумму баллов по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (индекс указан в конце каждой строки в скобках - (У, (Т, (Н).
Запишите полученные результаты:
1. Сумма баллов по шкале с индексом (У) = ___
2. Сумма баллов по шкале с индексом (Т) = ___
3. Сумма баллов по шкале с индексом (Н) = ___
Интерпретация результатов:
Лишь теперь считаем возможным объяснить цель настоящей методики. С ее помощью Вы определили уровень профессионально обусловленных состояний:
общей неудовлетворенности (У,
нервно-психического напряжения (Н)
тревожности (Т).
Указанные состояния констатируются, если сумма оценок по четырем субшкалам превышает или равна по (У) 26 баллам; по (Т) — 26 баллам; по (Н) — 27 баллам. Заметим также, что показатель больше 14 баллов — выше среднего.
Обратитесь еще раз к заполненному Вами бланку методики. Какие признаки, перечисленные в правой его части, набрали наибольший балл? Попытайтесь самостоятельно разобраться в причинах большей, по сравнению с другими, выраженности этих признаков для того, чтобы постараться устранить их.
Хочется предложить Вам, уважаемые педагоги, результаты исследований: Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Однако педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в обучении и развитии детей, менторство, даже иногда брюзжание. В методах воспитания всё чаще встречается излишняя строгость, «наведение страха». Создаётся психологическая напряжённость во взаимоотношениях с детьми и коллегами. Это вредно и для самого педагога, и для окружающих. Кроме всего прочего, недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории.
Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Будем реалистами – в ближайшие двадцать лет вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в нашей жизни. Нас не будут бесплатно посылать в дома отдыха, не увеличат зарплату настолько, что бы мы могли позволить себе лучшее питание и абонементы в бассейн. Не снизят нагрузку настолько, что мы могли полноценно восстановиться после рабочего дня. Следовательно, никто, кроме нас самих, не решит этих проблем (привлекая к этому, по возможности, врачей). Но и врачи не будут заставлять делать по утрам зарядку, следить за соблюдением режима дня. К тому же мы часто не хотим ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает.
А всё-таки, с чего начинается здоровье?
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
1. Ради чего я живу? В чём смысл жизни?
2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
3. Зачем мне быть здоровым?
4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или моё личное дело?
Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело».
Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в чём-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.
Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Послушайте сказку «Про чувства».
Жили-были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание ( мама часто говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях, Доверие, Радость.
- Мы всем нужны, - говорят,- с нами хорошо.
- Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.
- А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.
- А я-то, а я-то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.
- А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен, должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!
- О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому-нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:
- Эх, была бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.
Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.
- Эх, - говорит, - был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.
Тут Доверие и говорит:
- А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.
- Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не полезло в воду.
- А у меня всё хорошо, - говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал, пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась.
- Эх, - говорит, - была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра-дождя укрылась и была бы здорова.
- Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей – отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовём.
И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.
- Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё говорят, что мы плохие.
Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят:
- Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт, плохо без вас всем.
Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с заботой подружился, Забота помогает долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе позаботилась.
Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.
Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведёт к здоровью или болезни. Надо научиться, в сущности, понятным вещам:
- жить с положительными эмоциями;
- противодействовать изобилию отрицательных эмоций.
Основные причины заболеваний педагогов : конфликт собственного «я» с окружающей действительностью, а также некоторые проблемы психогенного и мировоззренческого характера.
Мировоззренческая причина и факторы, ее формирующие:
- неумение принимать жизнь, такой «какова она есть» без критики и внутреннего протеста;
- неумение жить настоящим днем, считая его для себя самым важным в жизни;
- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих собственным возможностям;
- неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта собственного существования, своей профессии, вос-требованности и тем самым сохранить свое здоровье;
- неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас своего рода творец истории;
- неумение достойно принимать свой статус и пребывать в нем;
- непонимание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.
Психогенная причина и факторы, ее формирующие:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие навыка управления своими эмоциями;
- частое превышение своих псиxичecкиx возможностей;
- неумение взрастить в себе и освоить эмоцию радости;
- неспособность с иронией относиться к жизненным неудачам.
Необходимо проводить ряд мероприятий, позволяющих эффективно воздействовать на устранение мировоззренческой и психогенной причин, о которых мы поговорим позже
Одним из средств снятия психологического напряжения являются психологические зарядки, которые помогают овладеть приемом релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить по 15-20 минут каждый день, повторяя каждое упpaжнeниe от 3 до 5 раз. Вот некоторые из них. (Зарядка выполняется всеми педагогами)
1. Сжать руки в кулаки, прижать их к талии. Делать движение локтями вперед-назад, повторяя вслух фразу: «Я снимаю напряжение».
2. Вытянуть руки вперед и поочередно написать ими в воздухе слово «счастье».
3. Ладонь правой руки положить на живот и, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье». То же самое проделать с ладонью левой руки.
4. Делать махи правой ногой вперед-назад, повторять: «Я действую мудро».
5. Совершать махи левой ногой вперед-назад со словами: «Я довольна собой».
Для этого также можно воспользоваться памяткой (раздаточный материал). В ходе таких занятий педагогам необходимо вызвать желательную эмоцию, опираясь на протекание индивидуальных психических процессов, таких как память, воображение, образное и предвосхищающее мышление.
ПАМЯТКА:
1. Вспомните и опишите самыe чудесные переживания вашей жизни, мгновения восторга, радости, счастья.
2. Представьте себе, что эта ситуация повторилась, и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости.
3. Вообразите себе, что зрительные, слуховые, кинестетические образы сопровождают это состояние, как и в прошлый раз.
4. Улыбнитесь.
5. Почувствуйте это состояние всем телом: примите энергичную позу, пройдитесь уверенной походкой, сделайте какие-нибудь выразительные жесты.
6. Постарайтесь запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы затем в любой момент воспроизвести их по собственному желанию.
В арсенале психологических находок есть несколько советов, которыми можно тоже воспользоваться:
Чтобы чувствовать себя психологически уверенно, надо стараться почаще пребывать в «крепости своего состояния». Что это значит? Представьте, что вы играете определенную роль, которая вам нравится. Это конкретное эмоциональное состояние и тембр голоса, причем вы постоянно наблюдаете за собой. Надо хорошо выглядеть, быть вообще приятным человеком во всех отношениях. Человеком, который мудр, спокоен и рассудителен. Представьте, что это вы! Сначала дома попробуйте примерить к себе этот образ, а затем перенесите его в реальную жизнь и постарайтесь реже «выходить» из своей «крепости».
Как же избавляться от отрицательных эмоций? Один из способов это метод «перевертыша», т. е. умение находить позитив в негативе. Давайте мы с вами попробуем. Для этого каждой группе дана будет та или иная негативная ситуация. Задача: найти как можно больше позитива.
Задания:
1. На планерке Вам сказали о предстоящем контроле по разделу «Развитие речи».
2. По результатам диагностики у детей Вашей группы самые низкие показатели по продуктивным видам деятельности, в частности по аппликации.
3. На педагогическом совете Ваша фамилия прозвучала в списке педагогов недобросовестно выполняющих свои должностные обязанности.
4. На Ваше обращение к родителю «почистить снег на участке» он ответил грубым отказом.
5. С января 2014 года вступают в силу новые требования при прохождении аттестационных испытаний.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
* чтобы не болеть;
* чтобы принимать правильные решения.
Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.
Упражнение «Ладонь» : обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом пальчике ваши соседи напишут какое-либо ваше качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая!»
В заключение педагогического совета нам хочется прочитать Вам притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ
Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!
Приложение: Презентация, памятка