Оксана Осадчая
Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников
Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
Публикация «Педагогический совет „Взаимодействие ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Подготовка к педсовету
1. Анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
2. Диагностика педагогов «Стиль педагогической деятельности».
3. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
4. Смотр-конкурс «Родительских уголков».
План педсовета
1. Вступительное слово.
Ответственные: Директор
2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада».
Ответственные: заместитель директора по методической работе
3. Деловая игра «Дерево – мудрости»
Ответственный: старший воспитатель
4. «Аукцион идей»
Ответственные: воспитатели.
5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности».
Ответственные: Педагог-психолог
6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
Ответственные: Педагог-психолог
7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей».
Ответственный: Методсовет
Ход педсовета
1. Игра «Поздороваться локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – все педагоги.
Время – 5-7 минут
Проведение: Ведущий просит педагогов встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Ведущий говорит педагогам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером.
2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» (заместитель директора по МР)
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос к педагогам : «Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия. Упражнение «Кто быстрее». Команды встают в три шеренги (по 8 человек). Семерым раздаются карточки с названием формы работы. По одному человеку из группы получают карточки с надписями «традиционные» и «нетрадиционные» (одна в одну руку, другая в другую). По команде эти педагоги поднимают карточки вверх, а остальные члены группы должны встать в соответствии со своим названием формы взаимодействия. Какая команда построится быстрее и правильно. Команды рассаживаются по местам.
Вот мы с вами и вспомнили формы взаимодействия с родителями. Существует две классификации, давайте их еще раз проговорим.
Традиционные Нетрадиционные (по Т. В. Кротовой)
Коллективные: родительские собрания, конференции Информационно-аналитические: поведение социологических срезов, опросов, обработка и использование данных о семье каждого ребенка
Индивидуальные: беседы, консультации Досуговые: теплое неформальное общение, доверительные отношения (праздники, участие в выставках и т. д.)
Наглядно-информационные: записи на магнитофон, видеофрагменты, фотографии, выставки работ, стенды, ширмы, папки-передвижки Познавательные: семинары, семинары-практикумы, педагогические гостиницы, устный журнал (3-6 страниц, мультимедиа, практические задания, вопросы для обсуждения, клубы родителей
Наглядно-информационные: день открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек и т. д.
Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные). Действительно, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Ни для кого не секрет, что участие родителей в жизни группы остается декларированным. Проблема не только в занятости и в пассивности пап и мам, но и в самих педагогах. Одни не желают видеть родителей в группе, объясняя тем, что дети начинают капризничать, ведут себя неадекватно, родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов – все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть в том, что мы педагоги не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детскому саду.
Можно выделить 5 уровней участия семей в жизни ДОУ:
• оказание разовой помощи;
• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;
• участие в качестве постоянных добровольных помощников;
• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. С чего же начать? Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь.
• в работе с небольшими группами или с отдельными детьми?
• в отношении материалов и оборудования?
• при осуществлении проектов или общих мероприятий?
• в подготовке праздников?
• в Центрах обучения или в выполнении других заданий?
• в оценке достижений и проблем отдельных детей?»
В результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада
Привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе — прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать задания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с одним ребенком или с небольшой группой. Они могут руководить занятиями в Центрах искусства, математики или естественных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помогать в выполнении заданий отдельным детям, готовить материалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которыми они могут поделиться с детьми.
По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
Сейчас я предлагаю вам поработать в ваших группах. Каждая группа должна предложить способы, формы, методы которые будут эффективны для вовлечения родителей в жизнь ДОУ. На это вам дается 5 минут. (Примеры, обычно в родительские собрания обязательно включается чтение доклада, от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»; по типу телепередач и развлекательных программ, игр, направленных на привлечение их внимания к детскому саду: «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток – шоу»; акции «Покрасим веранды», «Мы – дизайнеры». Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, директору или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.) Выступление представителей групп, обсуждение предложенных вариантов.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть. Упражнение «Веселая гимнастика». Педагоги встают около своих стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы с вами будем танцевать под музыку разных народов, но будем это делать необычно. Сначала будет у нас танцевать только голова (белорусская народная музыка); затем танцуют плечики (украинская н. м., следующие - только пальчики рук, затем – руки, таз, правая нога, левая нога, и общий танец для всего тела. (Музыка подбирается произвольно, по желанию). Молодцы!
3. Деловая игра «Дерево – мудрости» (старший воспитатель)
4. «Аукцион идей» - воспитатели делятся опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.
5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности».
(Педагог-психолог)
6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
(Педагог-психолог)
7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей». (Методсовет)
Сейчас, коллеги, я предлагаю вам создать «Педагогический салат». У каждого из вас есть небольшие листочки. На этих листочках вы должны написать идеи о том, какие решения можно вынести по окончании нашего педагогического совета. Свои идеи опускайте в салатницу. Сейчас мы перемешаем ваши решения, получается «салат». Рецепт протоколируется, и выбираются оптимальные решения.
Решения
1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести в апреле месяце 2013 года «День открытых дверей» для родителей воспитанников. Срок: апрель 2013г. Ответственные: заместитель директора по МР, старший воспитатель, воспитатели групп.
2. Ипользовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок: в течение учебного года. Ответственные: воспитатели групп.
3. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно. Ответственные: воспитатели.
4. Продолжать реализацию проектов по взаимодействию с родителями. Срок: май 2013г. Ответственные: воспитатели.
5. Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: апрель 2013г. Ответственные: воспитатели.
В заключении нашего педагогического совета я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)
5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример на тему любви.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Литература:
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект.
2. Красницкая Г. С., Б. Р. Борщанская, Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушкина Практикум по дошкольной педагогике : Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
4. Саянина А. Н. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
5. Лариса Седова Педсовет. «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ» (сайт maam.ru)