Ольга Миронова
Педагогический совет «Реализация компетентностного подхода в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка:
1. Профессиональная компетентность педагогов – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
2. Современные представления о профессиональной компетентности педагога.
3. Основные пути развития профессиональной компетентности педагога.
Глубокие школьные реформы на Западе начались после перевода на европейские языки (в 1962 и последующие годы) и осмысления работ Л. С. Выготского и его последователей (в т. ч. Леонтьева А. И.).
Публикация «Педагогический совет „Реализация компетентностного подхода в ДОУ“» размещена в разделах
Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Выпускник школы XXI века – человек, наделенный продвинутой способностью самому найти (отобрать) нужные знания, освоить их, развить релевантные компетенции, чтобы всегда поддерживать или суметь изменить свой профессиональный навыки и всегда оставаться в составе рабочей силы, сохраняя и преумножая свое благосостояние.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.
«Хорошо ли быть педагогом!»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
- Любая профессия состоит из плюсов и минусов. И сейчас мы постараемся отыскать все минусы и плюсы профессии «Педагог», одна команда будет искать плюсы, вторая минусы. Первая команда начинает со слов: «Быть педагогом хорошо, потому что.», Вторая - «Быть педагогом плохо, потому что.» (3 мин)
Подведение итогов.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую нормативными документами (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Профессиональный стандарт). Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он постоянно совершенствует. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. На первый план сегодня выходят личностные и профессиональные качества воспитателя такие как…
- Давайте составим портрет современного педагога!
«Составь портрет»
- Назовите наиболее значимые качества, которыми должен обладать педагог ДО. (Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, коммуникабельность, дисциплинированность, склонность к творчеству, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.)
- Мы с вами вспомнили огромное количество качеств личности и сейчас я предлагаю, чтобы вы оценили свои качества (личностные и профессиональные).
«Качества»
- Каждому необходимо выбрать три качества, которые у вас наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в вас эти качества.
Предлагается написать каждое качество на отдельном листочке. Все свернутые листки складываются в мешочек (коробку, у каждой группы свой. В каждой группе предлагается одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно, при этом аргументировать свой выбор. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
У нескольких педагогов можно спросить : «Как присвоенные вам качества могут помочь в профессиональной деятельности?»
- Это была первая попытка самодиагностики и взаимооценки, а также рефлексии ваших качеств.
Но на пути зарождения, развития и воплощения всего нового перед педагогом встают «профессиональные мифологемы» – формулы, привычные для уха и глаза профессионала, впечатанные в его профессиональное мировоззрение как лозунги, призывающие к действиям. Эти мифологемы с успехом выполняют свою целеобразующую и мотивирующую роль. Самое сложное для практика заключается в том, что привычные формулы не отметаются новыми идеями и концепциями, а, опираясь на них как на освоенный этап, продолжают развиваться.
Собственные знания дополнить новыми несложно. Способы деятельности изменить труднее. Но неизмеримо сложнее перестроить мировоззрение, которое выражается в этих самых пресловутых мифологемах.
1. Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни
Действительно, обучение идет впереди развития, знания лежат в основе мировоззрения, знание – основа осознанного опыта. Но так ли неопровержимо данное утверждение?
Существует статистика социальных исследований по выпускникам школ, которая показывает, что сегодня нет прямой зависимости между успешной социализацией взрослого человека и его школьной успеваемостью. Эта взаимосвязь еще прослеживается на этапе поступления в вуз. Но среди успешных и уважаемых людей старше 35-ти лет доля бывших школьных «отличников» практически равна доле бывших «троечников».
Обескураживают результаты международных конкурсов, где наши 15-летние учащиеся демонстрируют лучшие результаты, если надо вспомнить знания – формулы, даты, алгоритмы, но сильно отстают от детей большинства стран в умении эти знания применять (PISA, 2003). Наши пятиклассники, опережающие своих зарубежных сверстников по быстроте чтения, оказываются в последних рядах по развитию навыка смыслового чтения (PISA, 2006). (PISA – международная программа по оценке качества обучения школьников. Исследования PISA : рейтинг образовательных достижений России и положение других стран).
Эти и другие исследования и проблемы послужили для модернизации системы образования в Российской Федерации. (ФЗ «Об образовании в РФ» - 2012г, ФГОС ДО – 2013г, стандарт «Педагог» - 2013г)
За последние несколько лет в нормативную и практическую сферы образования было введено понятие «компетентность», которое, по справедливому мнению, В. В. Краевского и А. В. Хуторского, способствует решению назревших проблем. Наши ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но порой испытывают значительные трудности при применении их на практике. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что школьник усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. Однако компетентность включает в себя не только знания и умения, т. е. когнитивный и операционально-технологический компоненты, но предполагает мотивационную, этическую и социальную составляющие.
2. Учитель учит ученика.
Если такая формула лежит в основе профессиональной деятельности учителя, то ученик для него – объект, с помощью которого он реализует свои цели и задачи. И планирование учебного процесса происходит, исходя из алгоритма работы педагога. Деятельность ученика становится производной от этапа деятельности учителя: «сначала я должен проверить, как ученик выучил урок, поэтому я проведу опрос (диктант и т. д.)». Развенчать этот миф просто. Достаточно представить себе, что будет, если «учитель учит ученика, а ученик при этом не учится…».
В настоящее время актуальна иная формула:
Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет и до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
Такая формулировка учитывает возрастные возможности ученика в проявлении уровня собственной субъектности.
Но нужно помнить, что обучение идет впереди развития, знания лежат в основе осознанного опыта!
3. Дидактика – необходимая и достаточная наука для учителя. (Дидактика от греч. didakitos - поучающий, didasko – изучающий – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде.)
Ещё в 1867 году в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинский писал о системности педагогического знания. Сейчас эти идеи разрабатываются и реализуются в первую очередь в антропоцентрическом (связан с защитой и принятием воспитанника в роли субъекта воспитания, которое организуется посредством создания условий для оптимального применения методик и технологий воспитания, позволяющих учащимся принимать активное участие в воспитательном процессе и способствовать его преобразованию) и акмеологическом подходах (направлен на самосовершенствование человека в образовательной среде, на его развитие, движение растущего и взрослого человека от одной вершины к другой, достижение акме на разных уровнях его зрелости, в творчестве, здоровье и т. д.) к анализу и проектированию образовательных систем. Реалии сегодняшнего дня востребовали идеи великого ученого-педагога для решения насущных задач. Миграция населения, профилизация учебных заведений, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, связанные не только с требованиями гуманной педагогики, но и с введением подушевого финансирования, в результате которого началась интеграция детей с ОВЗ в массовую школу.
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
- как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в непрофильной школе;
- как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку, обучающемуся по индивидуальной образовательной траектории;
- как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении, особенно, если она связана с особенностями его здоровья и т. п.
Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук – психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т. д.
И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного педагога, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере выживание не только отдельного человека, но и человечества в целом. В одном из важнейших докладов Римского клуба «Проблемы образования» (1980) основной вывод звучал так: «В конце концов, успех в преодолении трудностей человечеством будет решаться не так в кабинетах правительства, как за школьной партой каждого государства».
Под качеством общего образования понимается (приказе Министерства образования РФ от 21.05.01 № 2093 «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования») :
– «соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
– соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся: повышение уровня доступности содержания образования, создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях: повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;
– соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса». (поэтому все чаще звучит понятие «эмоциональный интеллект).
Если выстроить систему профессиональных компетенций, то мы сможем сказать, что целью педагогической деятельности является создание условий педагогов для успешной деятельности детей. Отсюда логический вывод: если ребёнок неуспешен, то? (педагогами в свое время не были созданы подходящие условия; педагоги – это и родители, в первую очередь). А почему не смогли дать?. Потому что сами этому не научились (не хотели, не смогли, самих вовремя не направили,). Для педагогов важно помнить, что по данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, около 30% увиденного, 50% – увиденного и услышанного, и 75%, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения и воспитания. Т. е. мы создаем условия для познавательной деятельности и мотивируем детей на получение новых знаний и умений.
По сути, компетентностный подход переводит профессиональную деятельность с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Поэтому важно начинать в первую очередь с себя! С рефлексии: анализ собственной деятельности, выводы, постановка целей и планов на будущее свое развитие, деятельность в соответствии поставленных задач, анализ полученных результатов.
Рефлексия отражается в процессе самообразования. Поэтому один из показателей профессиональной компетентности педагога – его способность к самообразованию.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.
В советские времена существовало мнение – учиться для того, чтобы жить. Человек, получив какой-то определенный багаж знаний, применял его в своей профессиональной деятельности и в быту. Но сейчас эта тенденция является устаревшей. В наши дни нужно учиться для того, чтобы учиться далее, так как что было приемлемо сегодня, завтра может быть не приемлемо и даже не верно.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через 5 лет. Поэтому, наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Важно помнить, что ключевым в понятии компетенции является способность применять знания и умения в реальной практической деятельности.
Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получила конкретную информацию.
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось).
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы.
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно.
И в заключении притча:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая –я ее умерщвлю, скажет мертвая-выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в ваших руках. И я хочу, чтобы ваши руки никогда не опускались. Желаю вам успеха на профессиональном поприще!
«Принцип успеха» : Реализуй себя! Хочу-Знаю! Умею -Могу!
Обсудив все вопросы, выяснив наиболее проблемные точки, имеющиеся как индивидуально, так и в целом у коллектива, я предлагаю вам самостоятельно разработать проект решения нашего педсовета.
Решение педсовета
1) Совершенствовать уровень профессиональной компетентности.
2) Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации создания условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.
3) Повышать умение проводить рефлексию собственной педагогической деятельности