Галина Ткаченко
Педагогический совет «Поведение взрослых, которое влияет на психическое здоровье детей»
▼ Скачать +Заказ
Поведение взрослых, которое влияет на психическое здоровье детей.
Подготовила воспитатель первой квалификационной
категории Ткаченко Галина Анатольевна
КГКУЗ Красноярский краевой Дом ребенка №2. Город Канск.
Психическое здоровье – это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а так же способность исследовать окружение и обучаться.
Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.
Публикация «Педагогический совет „Поведение взрослых, которое влияет на психическое здоровье детей“» размещена в разделах
Проблема психологического здоровья на современном этапе очень актуальная тема для обсуждения, так как многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье?
Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; устойчивое нарушение сна и питания; выраженное отставание в развиитии и отсутствие речи. Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата (а не дети, как нам обычно, кажется). Хороший климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать условия для развития личности ребенка, через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.
Самочувствие ребенка – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Стиль педагогического общения тоже влияет на психологический комфорт воспитанников.
- Авторитарный стиль – это директивное общение.
Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать.
Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.
- Либеральный (попустительский) стиль.
Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет. Воспитатель-либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении – усиливаются негативные оценки. Не обращают внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.
- Демократический стиль.
Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный метод разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно правильный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения. Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.
Существенными факторами, влияющими на возникновение нарушений психического здоровья у детей, являются способы взаимодействия взрослых с детьми раннего возраста в повседневных ситуациях заботы, ухода, воспитания.
-========== Во время кормления:
- высокая скорость;
- ограничение свободы движения ребенка;
- большое количество еды на ложке;
- пренебрежение сигналами ребенка.
---Во время подмывания:
- жесткие прикосновения к телу ребенка;
- пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими как страх, печаль, подавленность, оцепенение, плач;
---Во время приучения к навыкам опрятности:
- насильственное усаживание;
- длительное удерживание на горшке;
- негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации;
- вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку.
---Во время подготовки ко сну:
- укладывание в кроватку раньше положенного времени;
- принуждение ко сну.
---В процессе регулирования поведения детей :
- грубые высказывания о поведении и о личности ребенка;
- запугивание и обман;
- встряхивание тела ребенка;
- физическое наказание (шлепки, подзатыльники).
---Во время игры и занятий с ребенком:
- состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого;
- высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка;
- интенсивная перестимуляция (игрушками, голосом, щекоткой);
- постоянное прерывание самостоятельной активностиребенка, блокирование его инициативы;
- требование послушного поведения ребенка;
- непредсказуемое поведение во время игры.
---В любых ситуациях:
- ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе, в ходунках, креслицах, выкладывание в манеж;
- потягивание и поднимание ребенка за плечи;
- перемещение ребенка в некомфортной для него позе, например, когда голова запрокинута.
Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста. Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться и к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
5. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!».
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка необходимо:
Быть затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил.
Для создания в группе положительного эмоционального фона используются речевые настройки – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом, мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.
Например: -
Сегодня я рада видеть всех вас! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радовать друг друга.
--Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Спасибо за внимание!