Получи документы

Педагогический совет «Интонационная выразительность речи»

Оксана Вербицкая
Педагогический совет «Интонационная выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Основным методом приобщения дошкольников к литературе является выразительное чтение (искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественной произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведением; искусство выбора нужных средств выразительности.

Схематично выразительное чтение можно изобразить:

- техника речи (дикция, голос, дыхание)

- текст (понимание, образное видение, эмоциональное восприятие)

технология формирования типа правильной читательской

Публикация «Педагогический совет „Интонационная выразительность речи“» размещена в разделах

деятельности (три этапа работы с любым текстом)

- интонация (темп, тембр, пауза, сила голоса, логическое ударение,

тон, мелодика речи)

1. Техника речи

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно,

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб стало всем понятно.

Упражнения на развития свойств голоса:

- А. С. Макаренко считал, что стал педагогом лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 15-ю интонациями

* «Разбуди человека»

Произнести слово ПРОСНИСЬ изменяя окраску, силу и высоту голоса

* «Колыбельная»

На счет 1-2-3 – глубокий вдох, на выдохе произносится стихотворение, при этом сила голоса постоянно понижается, но не переходит в шепот.

Спи младенец мой прекрасный

Баюшки-баю (с нормальной силой голоса)

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою (тише)

Стану сказывать я сказки

Песенку спою (еще тише)

Ты ж дремли закрывши глазки

Баюшки-баю (совсем тихо, но не шепотом)

*«Аквалангист»

Прочитать стихотворение на одном выдохе, понижая высоту голоса, но не силу

-Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь аквалангистом

Все

ниже опускаюсь

Ниже

А дно морское

Ближе

Ближе

И вот уж в царстве я подводном

Но голосом грудным свободным

Распоряжаюсь я легко

Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь аквалангистом

* «Прыжок в воду»

Прочитать стихотворение на одном выдохе, как бы совершая интонационный прыжок

Вот оборот

Взлетаю И вниз стрелой

Как птица я Скрываюсь

Прыжок! Быстро

Легко взбегаю! Под

На вышку я Водой!

Упражнения на развитие фонационного дыхания

*«Пильщики»

Выполняется в паре. Возьмите руки крест-на-крест. Нижнее соединение рук – это бревно, верхнее – пила. На выдохе начинаем «пилить бревно». Один участник тянет пилу в свою сторону –з-з-з-, другой –с-с-с- в свою. Выполняется до тех пор, пока не закончится воздух.

* Поймай комара»

Стоя, руки разведены в стороны. На выхохе ладини постепенно сближаются со звуком –з-з-з-. «Поймать комара» (т. е. хлопнуть в ладоши) нужно в тот момент, когда закончится запас воздуха.

*«Тридцать три Егорки»

- Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…

Тридцать три Егорка.

Текст

Технологий работы с текстом существует множество. Мы сегодня поговорим о двух:

1. Технология формировании типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100», которая предполагает три этапа работы с текстом:

- до чтения текста (ознакомительное просмотровое чтение)

- во время чтения текста (изучающее, медленное, художественное чтение-слушание)

- после чтения текста (рефлексивное чтение через драматизацию, игру)

Хотелось бы обратить внимание на такой методический прием как Комментированное чтение, который применяется во время перечитывания текста, для обеспечения более полного «погружения» в текст.

2. Нетрадиционная технология – работа с цветовой палитрой произведения. Сначала детям даются контрастные цвета с правом выбора. Потом – оттенки одного цвета, потом – работа с готовой разноцветной палитрой. И составление собственной палитры текста.

…Девушка пела в церковном хоре.

А. Блок

Девушка пела в церковном хоре

О всех уставших в чужом краю

О всех кораблях, ушедших в море

О всех забывших радость свою!

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч играл на тонком плече

И каждый из мрака смотрел и слушал

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет

Что в тихой гавани все корабли.

Что на чужбине уставшие люди,

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок

И только высоко у царских врат

Причастный к тайне, плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Составьте свою палитру произведения из 16 строк и сравним ее

1. Черный – белый - золотой

2. Серый

3. Синий

4. Серый

5. Голубой (купол)

6. Белый, желтый

7. Черный

8. Желтовато-белый

9. Розовый

10. Голубой

11. Серый

12. Зеленый-розовый

13. Желтый-розовый

14. Бирюза-лазурь

15. Белый голубой

16. Черный

ИНТОНАЦИЯ – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которые определяются содержанием и целями высказывания.

Компоненты

- Логическое ударение. Станиславский называл ЛУ «душой и внутренней сущностью подтекста». ЛУ может падать на любую часть речи, словосочетание (предложение). Зависит от художественной задачи прочтения.

- Пауза – временная остановка голоса в процессе речи (логическая – в соответствии со знаками препинания и психологическая – может ставиться в начале, середине и конце текста)

- Мелодика речи – изменение голоса по высоте, находится в тесной связи с паузой.

- Тембр – окраска голоса. Самый индивидуальный компонент интонации

- Тон – оттенок речи, имеющий смысловое наполнение.

- Темп – это скорость чтения, которая может меняться в зависимости от смысла текста и от его жанровой принадлежности.

Итог: К сожалению, современные дошкольники обладают достаточно слабым речевым словарем, а интонационная выразительность речи вообще им мало свойственна, поэтому работа над интонационной выразительность речи очень важна и начинать ее надо именно с подбора большого количества интересной литературы, не бояться экспериментировать с текстом, с голосом читающего и т. д.

Еще в 19 веке Белинский писал: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова; сердце переполняется чувством изящного; пусть поэзия действует на них прямо через сердце, мимо головы, для которой настанет свое время»

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Снежинки из квиллингаСнежинки из квиллинга Моим хобби является квиллинг. Я очень люблю делать разные подделки из квиллинга и хочу,чтобы дети полюбили такой искусство!Квиллинг - искусство.

Автор публикации:
Педагогический совет «Интонационная выразительность речи»
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 04:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Интонационная выразительность речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вербицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД