Оксана Вербицкая
Педагогический совет «Интонационная выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным методом приобщения дошкольников к литературе является выразительное чтение (искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественной произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведением; искусство выбора нужных средств выразительности.
Схематично выразительное чтение можно изобразить:
- техника речи (дикция, голос, дыхание)
- текст (понимание, образное видение, эмоциональное восприятие)
технология формирования типа правильной читательской
Публикация «Педагогический совет „Интонационная выразительность речи“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
деятельности (три этапа работы с любым текстом)
- интонация (темп, тембр, пауза, сила голоса, логическое ударение,
тон, мелодика речи)
1. Техника речи
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно,
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно, чтоб стало всем понятно.
Упражнения на развития свойств голоса:
- А. С. Макаренко считал, что стал педагогом лишь тогда, когда научился говорить фразу «Иди сюда!» с 15-ю интонациями
* «Разбуди человека»
Произнести слово ПРОСНИСЬ изменяя окраску, силу и высоту голоса
* «Колыбельная»
На счет 1-2-3 – глубокий вдох, на выдохе произносится стихотворение, при этом сила голоса постоянно понижается, но не переходит в шепот.
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки-баю (с нормальной силой голоса)
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою (тише)
Стану сказывать я сказки
Песенку спою (еще тише)
Ты ж дремли закрывши глазки
Баюшки-баю (совсем тихо, но не шепотом)
*«Аквалангист»
Прочитать стихотворение на одном выдохе, понижая высоту голоса, но не силу
-Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь аквалангистом
Все
ниже опускаюсь
Ниже
А дно морское
Ближе
Ближе
И вот уж в царстве я подводном
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь аквалангистом
* «Прыжок в воду»
Прочитать стихотворение на одном выдохе, как бы совершая интонационный прыжок
Вот оборот
Взлетаю И вниз стрелой
Как птица я Скрываюсь
Прыжок! Быстро
Легко взбегаю! Под
На вышку я Водой!
Упражнения на развитие фонационного дыхания
*«Пильщики»
Выполняется в паре. Возьмите руки крест-на-крест. Нижнее соединение рук – это бревно, верхнее – пила. На выдохе начинаем «пилить бревно». Один участник тянет пилу в свою сторону –з-з-з-, другой –с-с-с- в свою. Выполняется до тех пор, пока не закончится воздух.
* Поймай комара»
Стоя, руки разведены в стороны. На выхохе ладини постепенно сближаются со звуком –з-з-з-. «Поймать комара» (т. е. хлопнуть в ладоши) нужно в тот момент, когда закончится запас воздуха.
*«Тридцать три Егорки»
- Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…
Тридцать три Егорка.
Текст
Технологий работы с текстом существует множество. Мы сегодня поговорим о двух:
1. Технология формировании типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100», которая предполагает три этапа работы с текстом:
- до чтения текста (ознакомительное просмотровое чтение)
- во время чтения текста (изучающее, медленное, художественное чтение-слушание)
- после чтения текста (рефлексивное чтение через драматизацию, игру)
Хотелось бы обратить внимание на такой методический прием как Комментированное чтение, который применяется во время перечитывания текста, для обеспечения более полного «погружения» в текст.
2. Нетрадиционная технология – работа с цветовой палитрой произведения. Сначала детям даются контрастные цвета с правом выбора. Потом – оттенки одного цвета, потом – работа с готовой разноцветной палитрой. И составление собственной палитры текста.
…Девушка пела в церковном хоре.
А. Блок
Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю
О всех кораблях, ушедших в море
О всех забывших радость свою!
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч играл на тонком плече
И каждый из мрака смотрел и слушал
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет
Что в тихой гавани все корабли.
Что на чужбине уставшие люди,
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок
И только высоко у царских врат
Причастный к тайне, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Составьте свою палитру произведения из 16 строк и сравним ее
1. Черный – белый - золотой
2. Серый
3. Синий
4. Серый
5. Голубой (купол)
6. Белый, желтый
7. Черный
8. Желтовато-белый
9. Розовый
10. Голубой
11. Серый
12. Зеленый-розовый
13. Желтый-розовый
14. Бирюза-лазурь
15. Белый голубой
16. Черный
ИНТОНАЦИЯ – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которые определяются содержанием и целями высказывания.
Компоненты
- Логическое ударение. Станиславский называл ЛУ «душой и внутренней сущностью подтекста». ЛУ может падать на любую часть речи, словосочетание (предложение). Зависит от художественной задачи прочтения.
- Пауза – временная остановка голоса в процессе речи (логическая – в соответствии со знаками препинания и психологическая – может ставиться в начале, середине и конце текста)
- Мелодика речи – изменение голоса по высоте, находится в тесной связи с паузой.
- Тембр – окраска голоса. Самый индивидуальный компонент интонации
- Тон – оттенок речи, имеющий смысловое наполнение.
- Темп – это скорость чтения, которая может меняться в зависимости от смысла текста и от его жанровой принадлежности.
Итог: К сожалению, современные дошкольники обладают достаточно слабым речевым словарем, а интонационная выразительность речи вообще им мало свойственна, поэтому работа над интонационной выразительность речи очень важна и начинать ее надо именно с подбора большого количества интересной литературы, не бояться экспериментировать с текстом, с голосом читающего и т. д.
Еще в 19 веке Белинский писал: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова; сердце переполняется чувством изящного; пусть поэзия действует на них прямо через сердце, мимо головы, для которой настанет свое время»