Татьяна Мезенцева
Педагогический совет «Игра как приоритетное средство развития способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Тема: «Игра как приоритетное средство развития способностей дошкольников»
Цель: Объединить усилия педагогического коллектива для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры как средства развития способностей детей.
Задачи: 1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в области руководства и организации с/ролевой игры воспитанников;
Публикация «Педагогический совет „Игра как приоритетное средство развития способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Способствовать творческому поиску воспитателей и созданию условий для развития творческих способностей детей;
3. Скорректировать работу по организации с/ролевой игры в качестве средства развития способностей воспитанников.
Предварительная работа
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете. 2. Формирование активной творческой группы. 3. Отбор и изучение литературы по проблемам организации с/ ролевой игры, руководства ею, использования ее в качестве средства развития способностей детей; 4. Оформление выставки атрибутов к сюжетно-ролевым играм и «педагогической копилки» с конспектами игр по всем возрастам. 5. Разработка сценария педагогического совета. 6. Изготовление оборудования: игровое поле, «черный ящик». 7. Подготовка проекта решения педсовета.
Материалы: столы и стулья для команд-участников, стол для жюри, оценочные листы. карточки с вопросами для разминки, игровое поле, черный ящик с заданиями.
1. Выступление заведующего на тему:»Требования к педагогам при организации игровой деятельности воспитанников ДОУ» 2. Итоги тематического контроля заместителя заведующего по проблеме руководства и организации сюжетно-ролевой игры как средства развития способностей воспитанников. 3. Выступление воспитателя на тему: «Особенности организации с/ролевой игры у дошкольников в аспекте развития способностей детей». 4. Выступление воспитателя на тему: «Критерии взаимодействия педагога с детьми в игровой деятельности как ориентиры при развитии способностей воспитанников».
Данное содержание реализуется в форме игры «Что? Где? Когда? Все участники педсовета разбиваются на 2 команды
Задание 1. Визитная карточка команд (приветствие, название, девиз) Задание 2. Разминка (по два вопроса каждой команде) Первая команда. Творческий характер с/ролевой игры определяется наличием (замысла) Вторая команда. Психические процессы, формирующиеся в с/ролевой игре и опосредующие развитие интеллектуальных способностей детей (произвольное внимание. мышление, память, воображение)
Первая команда. Какие компоненты коммуникативных способностей формируются в процессе развития с\ролевой игры дошкольников? (Широкий спектр видов общения. умение правильно оценивать и понимать эмоциональное состояние партнера по общению, моделировать свое поведение и манеру общения в зависимости от характера персонажа. разрешать конфликты и др). Вторая команда. Что является структурными компонентами детской игры? (Сюжет, содержание, роль)
Ведущий раскручивает игровое поле и задает вопросы в зависимости от сектора (три сектора, блицвопросы, «черный ящик»)
Первый сектор:педагогические ситуации Педагогическая ситуация для первой команды. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля»-говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан»,-запротестовали Маша и Кирилл. * Как воспитателю разрешить данную ситуацию? * Какое правило можно придумать. чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?» * Как это отразится на развитии коммуникативных способностей воспитанников?
Педагогическая ситуация для второй команды. максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой. и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? раз все взял. сам и играй. не будем с тобой играть»,-сказали ребята. * Как поступит воспитателю в данной ситуации? * какую работу можно провести с детьми. чтобы предотвратить возможные подобные ситуации? * Как это отразится на развитии коммуникативных способностей воспитанников?
Второй сектор: сюжетно-ролевые игры для младшего и среднего возраста.
Задание первой команде. Назовите условия и приемы руководства играми малышей (участие воспитателя в играх, приемы «опредмечивания, создания воображаемой ситуации и комментирующей речи взрослого и др.) Задание второй команде. сформулируйте задачи руководства играми малышей (развитие и обогащение игровых действий, сюжета, формирование умений играть рядом) Задание первой команде. Спланируйте предварительную работу к с/ролевой игре «Семья» Задание второй команде. Спланируйте предварительную работу к с/ролевой игре «Шоферы»
Третий сектор: сюжетно-ролевые игры для детей старшего возраста. Задание первой команде. Назовите с/ролевые игры с производственны сюжетом (Магазин, Поликлиника, Кафе, Школа, Парикмахерская, Автосервис и т. д) Задание второй команде. Назовите общественно-политические сюжетно-ролевые игры («В войну», «В индейцев», «В митинг», «В выборы», «В спасателей» и т. д) Задание первой команде. Составьте перечень оборудования для с/ролевой игры «Морской порт» (корабли, шлюзы. портовый кран для погрузки грузов, фигурки людей) Задание второй команде. Составьте перечень оборудования для с/ролевой игры «МЧС» (диспетчерский пункт, гараж, вертолетная площадка, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой. бензоколонка, фигурки диспетчера и пожарных и др.)
Блицвопросы. (задания даются каждой команде по очереди, в конце предлагается правильный ответ)
Против знатоков играет медсестра ДОУ
Назовите гигиенические условия для организации сюжетно-ролевой игры. (Наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).
Против знатоков играет родительница ДОУ
Сколько игрушек должно быть у ребенка? (Лучше если у ребенка немного игрушек, но относиться он к ним будет с любовью).
Против знатоков играет заведующий ДОУ. Назовите способы включения малоактивных детей в с/ролевую игру. (Оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли.)
Против знатоков играет педагог-психолог ДОУ Назовите приемы фантазирования и развития творческих способностей, которые усваиваются в игре. ( Приемы: «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличения-уменьшения, ускорения-_замедления, дробления-объединения, обращения вреда в пользу. прием «наоборот» и др.) Черный ящик (задание каждой команде) Задание первой команде. В черном ящике находится то. из чего дети в ходе с/ролевой игры делают «деньги». Что это может быть? (Рваные бумажки и т. д). Как называется этот прием развития творческих способностей детей средствами игры? (Прием аналогии) Задание второй команде. Именем этой игрушки даже назван прием развития творческого мышления и воображения детей. Что это за игрушка? (Матрешка)
Творческое задание: Командам предлагается придумать за 3 минуты как можно больше вариантов использования игрового оборудования. * Полоса препятствий. состоящая из конусов, гимнастических палок. клипс (для соединения деталей, обручей. * Набор мягких модулей. из которых дети могут конструировать различные постройки. моделировать автомобиль. * Игровой детский домик. выполненный из проволочного каркаса и прочной ткани. который легко собирается и сворачивается. * Круг для плавания и набор игрушек для игры с водой.
Жюри по окончании игры подводит итоги
Критерии оценки работы команд: - время, активность команды; - полнота ответов и компетентность участников; - творчество.
Решение педагогического совета : 1. В целях совершенствования условий для организации с/ролевых игр в группах пополнить развивающую среду и атрибуты для игр в соответствии с особенностями руководства развитием способностей дошкольников (отв. ст. воспитатель) 2. Систематически планировать и включать элементы с/ролевых игр в качестве средства развития творческих способностей детей в занятия с воспитанниками (отв. воспитатели групп) 3. Составить «копилку» игровых педагогических ситуаций в группе по развитию коммуникативных. интеллектуальных и творческих способностей воспитанников (отв. педагог-психолог. воспитатели групп) Кроме того, в процессе проведения подобных занятий с воспитателями им предлагается план по самообразованию педагога. включающий тематику рефератов и проектных работ. а также перечень заданий для самостоятельной работы. предполагаемую форму демонстрации результатов самообразования в течении года (в виде доклада на педагогическом совете, деловой игры с родителями. открытого занятия с детьми и т. д.)