Татьяна Бобкова
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения - деловая игра
Цель: совершенствование работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
Публикация «Педагогический совет „Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
Повестка дня:
Теоретическая часть:
1. Вступление - заведующий
2. Итоги выполнения предыдущего педсовета, ст. воспитатель
3. Доклад «Условия успешного развития связной речи», воспитатель
4. Утвердить:
- режим дня на холодный период 2021 -2022 учебный год;
- положение о режиме занятий;
- положение об организации прогулок
- учебный план
Практическая часть:
1. Деловая игра «Развиваем связную речь»
Рефлексия.
Ход педсовета:
1. Вступление
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
2. Доклад «Условия успешного развития связной речи» (Капцова Ф. И.)
Практическая часть:
Деловая игра «Развиваем речь»
К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики :
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка» :
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Теперь переходим к игре.
Метод «Квадро»
Задаётся проблемный вопрос
Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают?
Дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогам раздаются карточки 1- согласен, 2- не согласен, 3- согласен если…
Затем педагоги объединяются в группы по одинаковым ответам (карточкам) и организуется дискуссия.
Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.
Ведущий напоминает правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— соблюдать культуру речи и тактичность.
Задание 1 «Приветствие»
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)
Задание 2 «Разминка»
На дереве висят воздушные шары с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ 1 балл)
1. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
2. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
3. Установить правильную последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания:
Б) педагог предлагает персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
А) ребенку предлагается придумать ситуацию с персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;
Г) ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа
В) персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении характеров героев рассказа;
4. Установить последовательность построения занятия по описанию пейзажной картины в старшем дошкольном возрасте.
А) рассматривание картины, сравнивание с опытом детей, активизация слов и образных выражений, необходимых для описания; использование образцов педагога описания отдельных фрагментов, чтение подходящих стихотворений;
Б) активизация личных впечатлений детей, сходных с изображением пейзажа на картине, полученных на прогулках или экскурсиях;
Д) оценка педагогом рассказов детей;
Г) составление описательных рассказов детьми;
В) рассказ-образец воспитателя;
Разминка для капитанов:
Каждой из команд предлагается одно существительное. Ваша задача – как можно быстрее составить телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки заданного существительного в том же порядке. Например, на слово ВНУЧКА: Выезжаю, Нижневартовск Утренним, Чайник Купила. Анна.
Стул. Слон
Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
1 команда:
Николай Рубцов (подготовительная группа)
Про зайца
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, -
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
2 команда:
А. Плещеев (старшая группа)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Музыкальная пауза
Музыкальный руководитель исполняет 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. За правильный ответ – 1 балл.
Не секрет, что речь педагогов не всегда бывает правильной. Мы допускаем ошибки, часто используем слова-паразиты, неправильное словообразование, ударение.
Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.
Задание 7 «Зарядка для ума»
выполнить задание, в котором необходимо найти примеры с ошибками в образовании формы слова;
1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около пятиста фотографий
2) поезжайте в город
3) пара носков
4) наиболее уместный 1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) любимые профессора
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории 1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько яблок
2) лежит на шкафе
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) богатейший выбор
1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара сапог
2) килограмм помидоров
3) ехай вперёд
4) в две тысячи пятом году
1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфлей
2) выправь текст
3) несколько полотенец
4) старых профессора
Рефлексия
Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?
Давай те стараться говорить правильно, ведь слово – это одежда мыслей.
Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.