Ольга Метелёва
Оптимизация нравственно-патриотического воспитания детей как системного условия личностного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Продолжать оптимизировать нравственно – патриотическое воспитание детей как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве МБДОУ и семьи».
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми, родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
Публикация «Оптимизация нравственно-патриотического воспитания детей как системного условия личностного развития ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению воспитанников с культурно-историческими традициями Алтайского края; - В игровой форме анализ профессиональной компетентности педагогов в области знаний о родном Алтайском крае.
ПОВЕСТКА
1. Вступительное слово по теме педагогического совета. Метелёва О. А.
2. Итоги тематической проверки. Метелёва О. А.
3. Сообщения: «Формы работы с детьми по нравственно-
патриотическому воспитанию» Чугуевская Т. С.
4. Деловая игра «Знатоки родного края». Метелёва О. А.
5. Аукцион педагогических идей по организации тематической недели с детьми «Наш край родной». Педагоги
6. Подведение итогов смотра «Уголок родного края».
7. Выработка совместного решения с указанием сроков и ответственных.
8. Разное (утверждение программы развития МБДОУ, организация работы на февраль).
Ход педсовета
И начать бы мне хотелось нашу встречу со стихотворения З. Александровой «Родина»
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
У реки берёзка- скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится
Свой родной любимый двор,
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина;
Родина бывает разная,-
Но у всех она одна!
1. Вступительное слово по теме педагогического совета. Метелёва О. А.
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания : это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Формирование любви к Родине:
в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
2. Итоги тематической проверки. Метелёва О. А.
Аналитическая справка о результатах тематического контроля.
3. Сообщения: «Формы работы с детьми по нравственно-
патриотическому воспитанию» Чугуевская Т. С.
4. Деловая игра «Знатоки родного края». Метелёва О. А.
Цель: выявить, обобщить и пополнить знания педагогов о родном крае.
Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которыми связаны его детские годы. Но землю мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Всем известно, что родители являются для своих детей главными проводниками в этот удивительный мир. Но и от нас, педагогов зависит, будут ли наши дети ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и культурным ценностям родного Алтайского края.
Использование регионального компонента в образовательном процессе предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. Приобщая маленького ребенка к истокам национальный культуры, истории, традициям родного края, педагог сам должен обладать необходимыми знаниями. И сегодня я предлагаю поиграть в игру «Знатоки родного края». Вместе вспомним некоторые интересные факты из истории нашего Алтайского края, а может быть, и узнаем для себя что-то новое, неизвестное до этого времени.
Вопросы:
1. В каком году основан Алтайский край? (28.09.1937 г.)
2. Столица Алтайского края? (Барнаул)
3. В каком году основан Барнаул? (1730 г.)
4. Какими продуктами или блюдами знаменит Алтайский край? (сыр, мед, папоротник, грибы, ягоды, кедровые орехи)
5. Какими природными богатствами обладает Алтайский край? (травы, березовые колки, бескрайние поля, ленточный бор, реки и др.)
Викторина "Лесные Айболиты"
- какие растения нашего края богаты витамином с? (шиповник, чёрная смородина, красная рябина)
- какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- какие дикие лекарственные растения вы знаете? (крапива, лопух, щавель, мята, душица и т. д.)
- растение которое связывают со звоном (колокольчик)
Викторина "Животные нашего края"
1. Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреваться;
в) для торможения на поворотах
ответ б)- для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующего при обмене веществ.
2. Зачем звери зализывают раны?
а) от боли;
б) чтобы быстрее заживали;
в) с гигиенической целью
ответ- б) чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
3. У кого уши на ногах?
а) у бабочек и жуков;
б) у мух и комаров;
в) у кузнечиков и сверчков
ответ -в) У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьёв, бабочек "уши" на усах, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц "ушами" являются волоски.
4. Чем может быть полезен комар7
а) служит пищей рыбам и птицам;
б) опылением растений;
в) только вред.
ответ а)
6. Традиционные праздники Алтайского края?
Сибирская масленица
Вот уже более 10 лет, как старинная славянская традиция провожать зиму с песнями и плясками переросла на Алтае в большой международный фестиваль. Каждый год, в конце февраля—начале марта он проходит на «Сибирском подворье» в селе Новотырышкино.
• Фестиваль Роберта Рождественского
Ежегодно в июне в Алтайском крае проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского. Праздник литературы и музыки уже более 10 лет проходит на малой родине известного советского поэта — в Яре Любви, возле села Косиха.
• фольклорный фестиваль «Троицкие гулянья», который уже 20 лет проходит на Троицу в Солонешенском районе. В нем участвуют более полутора сотен исполнителей народных песен и танцев;
• музыкальный фестиваль Altai Palace Fest. С июня по август в серии концертов в Алтайском районе выступают российские и зарубежные музыканты;
• международный гастрономический фестиваль «Ах! Фест», который проходит в Долине семейного отдыха «Алтайское Холмогорье». На празднике готовят блюда из местных продуктов с алтайскими травами;
• фестиваль вареника «Всэ будэ смачно!» - один из самых ярких гастрономических праздников в регионе. На фестивале 2019 года в Романовском районе гости съели две тонны вареников с 50 видами начинок;
• праздник сыра в селе Куяган «Сырная деревня» - это ярмарка продукции сельских усадеб, выставка-продажа и дегустация сыра, меда и другой продукции местных товаропроизводителей, конкурсы творческих работ, концертная программа и спортивные состязания;
• праздник «Алтайская зимовка», который открывает зимний туристический сезон в Алтайском крае.
Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае»,
- Агропромышленный форум «Сибирское поле»
7. Символика Алтайского края
ФЛАГ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Описание
Флаг Алтайского края состоит из двух композиционных частей: в левой части вдоль древка расположена вертикальная полоса голубого цвета с изображением желтого колоса; основную часть полотнища занимает красная горизонтальная полоса с изображением краевого герба Алтая. Французский щит герба обрамлен венком из золотых колосьев и голубой ленты. На щите, разделенном пополам на верхнюю и нижнюю части, изображены старинная доменная печь на голубом фоне (верхняя часть) и колыванская «Царица ваз» на красном фоне (снизу).
Символика
Красный и голубой цвета полотнища флага и фона гербового щита символизируют мужество, достоинство, величие и красоту. Золотой колос в левой части флага и в обрамлении герба отражает важность сельского хозяйства для экономики Алтая, а исторические фигура на щите (доменная печь и малахитовая ваза) олицетворяют богатое прошлое региона.
История
Основа композиции современного алтайского флага – государственный флаг РСФСР 1954 года. Краевой Совет народных депутатов принял официальный государственный флаг Алтая 29 июня 2000 года.
8. Города Алтайского края? Сколько районов?
(всего 12 городов) (районов 59).
9. Знаменитые люди Алтайского края (презентация)
10. Четвёртый тур "Закончи пословицу"
В родном краю жизнь как (в раю).
Человек без родины, что птица без (гнезда)
Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить)
Доброе дело добром (оплачивается) От злости стареешь, от доброты (молодеешь).
Рефлексия
Вот и подходит к концу наша встреча. Надеюсь, что подобранные мною игры помогли вам задуматься над темой «Я люблю свою малую Родину!»
Хороша деревенька родная,
Позади нее сказочный, лес.
Красота в нем почти неземная,
Сосны, ели стоят до небес.
За околицей поле пшеницы,
А за лесом колышется рожь.
На лугах, от цветов медуницы
Ты навряд ли свой взгляд отведешь.
…Я шагаю знакомой дорогой,
По земле, нет которой милей.
Каждый раз, возвращаясь к убогой,
Но родной деревеньке моей.
Елена Курмахина
Решение педсовета:
1. Продолжать работу по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой и историей своей страны и малой Родины», использовать разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
2. Оформить в групповых комнатах мини – музеи: «Уголок народной культуры»
Ответственные – все педагоги.
4. Осуществлять преемственность с социумом: экскурсии, посещение музея, библиотеки, выставок народного творчества и др.
Ответственные – педагоги, ст. воспитатель. Срок - Постоянно