Светлана Жибарева
Педагогический совет «Роль современных технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Выявить проблемы, препятствующие систематическому использованию образовательных технологий при организации воспитательно-образовательного процесса;
Публикация «Педагогический совет „Роль современных технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
2. Совершенствовать педагогический процесс посредством использования современных образовательных технологий в различных видах деятельности ДОУ;
3. Обобщить опыт работы педагогов по использованию современных образовательных технологий (ТРИЗ, игровые технологии, технологии детского дизайна) в процессе образовательной деятельности.
Форма проведения : Ярмарка педагогических идей.
План проведения педсовета :
1. Метод «Найди похожих»
2. Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ
3. Практическая часть «Мозговой штурм»
4. «Ярмарка педагогических идей»
5. Рефлексия
6. Принятие решения педагогического совета.
Ход педсовета
Перед началом педсовета проводится игра :
1. Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.
Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те меняются местами». Фразы: Кто в семье старший из братьев и сестер?
Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
Кто в семье младший?
Кто пользуется разнообразными методами обучения?
Кто единственный?
Кто участвует в профессиональных конкурсах?
Кто пришел в брюках?
Кто вовремя сдает всю документацию?
Кто пришел в юбке?
Кто вовремя проводит режимные процессы, в том числе ООД?
У кого есть часы?
Кто использует в своей работе метод проектов?
У кого есть сотовый?
2. Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ДОУ Старший воспитатель.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одним из средств развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Сам термин «технология» в переводе с греческого - это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
В научной литературе предлагаются разные определения понятия «педагогическая технология». В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса, который ведёт к повышению качества образования.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Отличие технологии от методики :
Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от друга эти понятия?
Методика – наука о методах преподавания и воспитания. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.
Методы
1- Наблюдение, демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде, практические методы обучения, упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование.
Программа - план деятельности, работ, краткое изложение содержания учебного предмета.
Технология - в её основе лежит определённая позиция авторов. В технологии обязательно прозвучит, что произойдёт с ребёнком, если вы будете использовать данную технологию.
По мнению известного педагога Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) :
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
• логикой процесса,
• взаимосвязью его частей,
• целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
3. Практическая часть «Мозговой штурм»
Вот сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете каждую из технологий.
Немного поиграем
Нам надо разделится на 2 команды (На бумажках буквы У и З) Команды «Знайка» и «Умники»
1 задание Кроссворд
Подсказка:
1. Синий цвет. Это слово означает самовыражение и самоутверждение ребенка, где ярко раскрывается его индивидуальность.
2. Красный цвет. Это слово включает в себя методы, приемы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, используемыми материалами.
3. Зеленый цвет. Это теоретическая работа, разработка предстоящей деятельности педагога и воспитанников.
Е С О В Т Т
Ч Т В Р П Е
Р С О О Н Х
О В К Е О Я
К Т Т У Л И
М А Ь Б О Г
2 задание.
По содержанию технологии определить, какая это технология.
1. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. (Здоровье
сберегающие технологии)
2. Эти технологии ставят в центре всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий для взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. (Личностно-ориентированные технологии)
3. Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. (Технология исследовательской деятельности)
4. Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. (Технология портфолио дошкольника)
5. Индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Это досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога за определенный период времени. (Технология портфолио педагога)
6. В доступной форме, ярко, образно, преподносится дошкольникам материал с использованием специальных программ и доступа в интернет. (ИКТ)
7. Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребенком того или иного программного содержания. (Игровые технологии)
8. Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. (Технология проблемного обучения)
9. Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. (Проектная деятельность)
10. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Главная задача – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Создана ученым – изобретателем Т. С. Альтшуллером, позже была адаптирована к дошкольному возрасту. (ТРИЗ)
11. Искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной, но и мышление, внимание, воображение. Применяется как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. (Мнемотехника)
12. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, который ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то отдельной теме. (Технология лэпбук)
13. Это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк, написанное в соответствии с определенными правилами. (Синквейн)
Применение инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствует :
• Повышению качества обучения и воспитания дошкольников;
• Формированию активности ребенка в познании окружающей действительности;
• Сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
• Повышению профессиональных навыков и квалификации педагогов, применению педагогического опыта и его обобщение;
• Улучшению и повышению качества образования.
4. А сейчас объявляется «Ярмарка педагогических идей» с целью расширения и уточнения представлений у педагогов об особенностях использования современных технологий в образовательной деятельности.
1. «Игры с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ)
2. Применение игровых технологий на занятиях по развитию речи.
3. Технологии развивающего обучения в дизайн - деятельности дошкольников.
5. Рефлексия.
Синквейн
Я сейчас предлагаю вам составить синквейн со словом «Технология»
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, вывод, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Например:
1. игра
2. веселая, развивающая
3. выяснить, оценить, развить
4. я люблю придумывать игры
5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей)
6. Принятие решения педагогического совета.
Решение педагогического совета :
1. Активно использовать современные педагогические технологии в ежедневном педагогическом процессе.
2. Педагогам продолжить работу по оформлению и заполнению портфолио своего и дошкольников.
3. Провести практические методические мероприятия (мастер-классы, ООД) по использованию педагогических технологий – до 15 мая 2020 года