ЕЛЕНА ДЕМИТРОВА
Педагогический проект «Здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Публикация «Педагогический проект „Здоровый малыш“» размещена в разделах
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому педагоги постоянно ищут пути совершенствования работы по укреплению здоровья воспитанников, развитию движений и физическому развитию детей. Результатом данной работы является разработка и реализация проекта «Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Знания о здоровье человека, общества и природы в целом приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, дыхательные упражнения, степаэробика, фитбол – к ежедневным занятиям физической культурой; подвижные игры способствуют развитию физических качеств, формированию дружеских отношений, патриотических чувств, развитию речи детей; через использование ИКТ происходит знакомство дошкольников с разнообразием мира.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает ребенку физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка дошкольного возраста, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Цель проекта : Организация физкультурно-оздоровительной работы моих воспитанников, таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку гармоничное развитие, помочь использовать резервы собственного организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья детей; приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность: Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного подхода к данной проблеме на основе внедрения современных технологий.
Характеристика проекта :
• Вид – практико-ориентированный проект;
• По продолжительности выполнения – долгосрочный;
Задачи:
Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста;
Разрабатывать перспективное планирование по физкультурно-оздоровительной работе с детьми от 4 – до 5 лет;
Разработать систему взаимодействия с медицинским персоналом, родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
Создать медиа-коллекцию детских электронных материалов по темам здоровьесбережения и приобщения детей к ЗОЖ, ознакомления воспитанников с различными видами спорта
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
• закаливание КГН;
• беседы по культуре здоровья;
• спортивные праздники;
• спортивные развлечения и досуги;
• недели здоровья;
• соревнования;
• прогулки-походы.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре.
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Ожидаемый результат:
- снижение уровня заболеваемости детей в моей группе;
- повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
- формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья;
- вовлечение родителей в оздоровительный процесс.
Проект реализуется с детьми от 4 до 5 лет.
План реализации проекта.
ЭТАП I
Подготовительный
Цель: Изучение возможностей оздоровительных мероприятий и потребностей родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
• Проанализировать характер профилактических и оздоровительных мероприятий;
• Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
• Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
• Осуществить отбор критериев педагогической диагностики и мониторинга
Содержание I этапа:
Анализ научно-методической литературы;
Разработка перспективного плана по оздоровлению детей среднего дошкольного возраста;
Создание условий по внедрению здоровьесберегающих технологий;
Анкетирование родителей по уровню мотивации родителей на здоровый образ жизни
Ожидаемый результат
Педагог теоретически подготовлен к проведению деятельности по оздоровлению малышей (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработан перспективный план)
ЭТАП II
Прогностический
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс воспитанников.
Задачи:
• Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
• Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в группе детей от 4 до 5 лет и в разные сезоны года;
• Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание II этапа:
Повышение собственной компетентности в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
Внедрение системы закаливающих мероприятий
Изменение режима деятельности воспитанников;
Разработка системы комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В группе появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к данному направлению у меня и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека.
ЭТАП III
Практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
• Создать и поддерживать условия для творческой работы в тесном взаимодействии с родителями;
• Разработать и внедрить перспективный план с элементами знаний о здоровье человека, общества и природы в целом ;
• Разработать систему занятий с включением здоровьесберегающих методов и приемов;
• Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание III этапа:
Освоение педагогом здоровьесберегающих технологий;
Разработка программы дополнительного образования кружка «Здоровячок»;
Ожидаемый результат.
Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы группы и оснащение нетрадиционным физкультурным оборудованием
ЭТАП IV
Заключительный
Цель: анализ результатов проекта, определение положительных и отрицательных тенденций
Задачи:
• Формировать культуру здоровья
• Развивать познавательную активность воспитанников;
• Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;
Содержание деятельности:
Обобщение опыта педагога и представление его коллегам и родителям;
Проведение педагогического мониторинга по эффективности внедрения методов и приемов здоровьесберегающих технологий
Провести скрининг по ЗОЖ
Определить перспектива на будущее, с учетом реализации ИКТ
Ожидаемый результат
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение детьми моей группы знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, то есть формирование культуры здоровья у детей и родителей.