Наталья Васильева
Педагогический проект «Волшебные пальчики»
▼ Скачать
При работе с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, были выявлены трудности в освоении компонентов родного языка. Дети с ОНР испытывают затруднения в актуализации словаря, пассивный словарь преобладает над активным словарем. Наблюдаются ошибки в подборе антонимов и синонимов. У дошкольников с ОНР выявлена несформированность ручной моторики, проявляющаяся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений пальцев рук. Продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация) не только развивают ручную умелость, но и позволяют обогащать словарь детей новыми понятиями.
Публикация «Педагогический проект „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Опираясь на теоретические основы исследователей физиологии М. М. Кольцовой, А. В. Фоминой, авторов методик продуктивных видов деятельности Л. В. Куцаковой, Т. С. Комаровой, Г. Г. Григорьевой, пришла к выводу, что сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно влияет на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Таким образом, продуктивная деятельность выступает средством коррекции и развития детей с ОНР, так как:
- в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, способствует речевой активности;
- ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на развитие словаря;
- развивается мелкая моторика и ручная умелость;
- эмоционально – волевая сфера;
- творческие способности детей.
Имеющийся опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников с ОНР и выявленные проблемы в усвоении словаря дошкольниками способствовали разработке педагогического проекта «Волшебные пальчики».
Цель проекта - развитие и обогащение словаря детей, имеющих ОНР в продуктивных видах деятельности.
Задачи проекта:1. Обогащать словарь детей новыми словами и понятиями, активизировать словарный запас, расширять пассивный словарь в продуктивной деятельности;
2. Развивать мелкую моторику рук используя различные пластические материалы (соленое тесто, глина, пластилин);
3. Воспитывать интерес детей к художественному творчеству, желание участвовать в создании эстетической развивающей среды в ДОУ и дома.
Новизна и ценность педагогического опыта:
• Проект направлен на создание условий для коррекции имеющихся нарушений у дошкольников.
• Реализация деятельностного и коммуникативного подхода - использование различного пластического материала в детских работах предполагает обследование, экспериментирование, разнообразные действия с ним.
• Представленный проект дает детям возможности творчески реализоваться, увидеть социальную значимость своей деятельности.
• Создание творческих семейных мастерских, способствует развитию коммуникативной сферы ребенка, активизирует родителей на участие в развитии и воспитании детей, что ведет к гармонизации детско-родительских отношений.
Педагогический проект «Волшебные пальчики» разработан на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Реализация проекта осуществляется через разнообразные виды деятельности: НОД, совместную и самостоятельную деятельность, взаимодействие с родителями.
Содержание образовательной деятельности с детьми представлено по блокам:
• Блок «Удивительный пластилин»
Направлен на ознакомление со свойствами и качествами пластилина;
Цель - учить различным техникам лепки из пластилина (предметная и сюжетная лепка, картины из пластилина «пластилинография»);
• Блок «Бумажные фантазии»
Направлен на ознакомление с техникой лепки из «папье-маше»,
Цель - учить изготавливать поделки из бумажного теста, развивать творческие способности и фантазию;
• Блок «Волшебная глина»
Цель - познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества, формировать навыки техничного исполнения дымковской игрушки из глины. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству;
• Блок «Маленькие дизайнеры»
Цель - учить изготавливать поделки из соленого теста и использовать лепные работы в декорировании предметов быта, в украшении интерьера группы и дома.
Условия реализации проекта
Отобраны наиболее эффективные методы и приемы обучения, которые представлены на слайде.
Метод проблемных ситуаций - побуждающих к творческим и практическим действия, когда детям самим предлагается найти способы намеченного замысла.
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) при сообщении детям новых знаний используется наглядность: картины, схемы, образцы.
Метод наблюдения -ребенок целенаправленно воспринимает предмет или явление в естественном окружении.
Метод обследования предметов - В процессе обследования у детей формируются представления о предмете, о его внешних наглядных признаках, качествах и свойствах.
Словесные методы- беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово.
Репродуктивный - направлен на закрепление, углубление знаний в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Метод «подмастерья» - взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.
Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению речевых нарушений, развитию словаря, мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Технологическая карта продуктивной деятельности В каждый этап продуктивной деятельности включена работа по активизации и расширению словаря.
1 этап - входит ситуативный разговор, психогимнастика, малые подвижные игры, речевые игры по тематике недели.
2 этап - вводится прием «яркое пятно» например дымковская игрушка. Объяснение новых слов (глина, дымковская игрушка, дымковские узоры). Беседы о различных пластических материалах. Театрализованные игры по прочитанным произведениям, художественное слово.
3 этап - идет объяснение слов обозначающих приемы лепки, обследование предметов, активизация слов на свойства, форму и качества материалов. Использование метода моделирования, схемы. Показ способов приемов лепки из различного материала и активизация атрибутивного словаря и предикативного, игровые упражнения.
4 этап - Организация общения в процессе и по поводу творческой деятельности. Индивидуальные вопросы по активизации словаря глаголов (Что ты делаешь? Что будешь делать? Какие этапы лепки будешь использовать)
5 этап - как воплощался творческий замысел, словесное выражение своих чувств и эмоций. Развивать у детей оценочный словарь: почему тебе понравилась эта работа? чья лучше? (красивая, аккуратная, яркая).
Организация предметно-развивающей среды.
Успешной реализации проекта способствует организация предметно-развивающей среды в группе. По принципу стабильности-динамичности развивающей среды создан творческий уголок «Волшебные пальчики». В котором осуществляется смена и обогащение предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовывать замыслы в любое время. Дети могут изменить эту среду, если этого требует их замысел, настроение. Смена и внесение нового материала помогает создавать эффект новизны, повышает интерес к деятельности.
В уголке подобрана коллекция произведений народно-прикладного искусства (игрушки, посуда, созданные руками воспитанников и их родителями). Подобраны разнообразные настольные и дидактические игры на обогащение словаря: «Назови игрушку», «Веселая ферма», «Опыты на кухне», «Маленькие дизайнеры». Образцы работ, схемы и модели напоминают ребенку этапы и приемы изготовления поделки, развивают самостоятельность в реализации замыслов.
Важным условием реализации проекта является взаимодействие с семьями воспитанников, необходимо привлекать родителей к сотрудничеству, разнообразному по содержанию и формам:
Дни открытых дверей- позволили родителям посетить НОД, понаблюдать за самостоятельной деятельностью детей;
Мастер-классы - помогают знакомить родителей с приемами работой с глиной, соленым тестом, пластилином;
Консультативные формы работы позволили познакомить родителей с народными промыслами по изготовлению игрушек;
Наглядная информация - советовала родителям, как разнообразить часы досуга дома.
Семейные мастерские – это творческие семейные мастерские ребенка с родителями, которые побуждают родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, а так же познать своего ребенка, его способности в процессе сотворчества, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Данная деятельность способствует развитию у воспитанников интегративных качеств:
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» - умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» - развита самостоятельность, целенаправленность действий, умение доводить начатое дело до конца; «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» - развито умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
У детей развиваются творческие способности, ручная умелость, мелкая моторика, что позволяет принимать участие в конкурсах и выставках, акциях различного уровня.