Марина Столярова
Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Семья — основа воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Семья - основа воспитания».
«Основа основ – родительский дом. В семейном кругу мы с вами растём.
Пускаем в семье мы корни свои, и в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём. Основа основ – родительский дом».
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной к школе группе „Семья — основа воспитания“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» особая и первостепенная роль в становлении личности ребёнка отводится семье. Это обусловливается тем, что именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, формируются интересы и развиваются способности.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из ряда задач, выделенных в Стандарте, обращаем внимание на задаче, направленной на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» важность семьи и семейных ценностей рассматривается через призму формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
2024 год «Указом Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» объявлен Годом семьи. Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Анализ проблемы.
В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, не все знают, кем работают их родители, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение? Считаем, что именно мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребёнка.
Проблема.
Для социальных отношений участников образовательных отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения возникает проблема возрождения и сохранения семейных связей, ценностей и традиций.
Тип проекта : практико - ориентированный, среднесрочный, групповой.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство; привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека, важную роль семьи в воспитании ребёнка, значимость семейных традиций и ценностей; вызвать положительные эмоции.
Задачи:
1. Формировать знание понятия «семья» и повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
2. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи, семейных традициях.
3. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
4. Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей.
5. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.
6. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи.
Ресурсы: совместное создание альбомов о семьях воспитанников с привлечением родителей к сбору информации по темам.
Участники: воспитатели, воспитанники, родители.
Ожидаемый результат: дети и родители познакомятся с семейными традициями, увлечениями и праздниками в разных семьях. Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Установление доверительных и партнёрских отношений в процессе активного участие родителей в проекте.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Связь с другими видами деятельности:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный : определение целей и задач проекта, сбор информации, подбор художественной литературы, создание условий для организации работы над проектом «Семья - основа воспитания», составление плана мероприятий по организации детской деятельности и работы с родителями.
2. Основной (реализация проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, анкетирование и тестирование родителей, памятки, мастер-классы, консультации для родителей, совместное изготовление игр и пособий, альбомов).
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа, родительское собрание «Семья – основа воспитания».
План работы:
№ Формы работы Срок реализации Время в режиме дня Ответственные
1. • Беседа с детьми о семье. дата 1 пол. дня ОД Воспитатель
2. • Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Семья - основа воспитания». дата 1, 2 пол. дня Воспитатель, родители
3. • Папка-передвижка «Моя семья. Моя родословная». дата 1 пол. дня Воспитатель
4. Привлечение родителей к созданию альбомов «Генеологическое древо», «Профессия мамы и папы», «Семейные традиции», «Совместные путешествия», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый домашний питомец», «Увлечение моей семьи», «Любимое семейное блюдо», «День рождения». неделя Родители
5. Чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о семье. дата 1, 2 пол. дня Воспитатель
6. Памятки для родителей «История праздника семьи», «Чтобы детство было счастливым». дата 1, 2 пол. дня в режимных моментах Воспитатель
7. С/р игра «Путешествуем с семьёй». дата 2 пол. дня Воспитатель
8. Беседы с детьми о профессиях родителей. дата 2 пол. дня Воспитатель, родители, дети
9. Составление рассказов о семье «Моя семья. Моя родословная». (генеологическое древо семьи) неделя 1, 2 пол. дня Совместная деятельность воспитателя и детей
10. Конструирование из разных материалов «Дом мечты для моей семьи». дата 1 пол. дня ОД Совместная деятельность воспитателя и детей
11. Рассматривание альбомов «Моя любимая игрушка», «Моё любимое домашнее животное». Беседа. Обсуждение. неделя 1,2 пол дня Совместная деятельность воспитателя и детей
12. Д/и, пальчиковые игры, настольные игры, сделанные руками детей и родителей, игры - драматизации по произведениям. неделя 1,2 пол. дня Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей
13. Рисование «Моя семья». дата 1 пол. дня ОД Воспитатель
14. Консультации для родителей «Роль папы в воспитании ребёнка», «Роль мамы в воспитании ребёнка», «Для чего нужны семейные традиции» дата неделя Воспитатель
15. Анкетирование родителей по теме «Ваша воспитательная система», «Взаимоотношения в семье»; тестирование «Какие мы родители», «Стиль воспитания ребёнка в семье». дата 2 пол. дня Воспитатель
16. Просмотр семейных альбомов «Мои бабушка и дедушка». Беседа. Обсуждение. неделя 1, 2 пол. дня Совместная деятельность воспитателя и родителей
17. • Рассказы детей «Происхождение фамилии моей семьи». дата 2 пол. дня Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей
18. Буклет «День матери», День отца». дата 1 пол. дня Воспитатель
19. Рисование «Портрет мамы», «Портрет папы». дата 1 пол. дня Воспитатель
20. Стенгазета «При солнышке тепло, при матери добро», Маме улыбнись», «Мой папа». дата 1 пол. дня Воспитатель, родители
21. Развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сызранские крепыши». дата 1 пол. дня Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей
22. Совместные экскурсии «Пожарная часть», «Театральное закулисье», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Мы в Музее», «Прогулки по городу Сызрань» и др. дата 1 пол. дня Воспитатель, родители
23. Родительское собрание «Семья – основа воспитания» с показом видео-презентаций «Весёлая семья Булынины», «Шадрины – велосипедисты», «О семье говорят дети»; фото-презентация «Увлечение семей». дата 1 пол. дня Воспитатель, родители, дети
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети:
1. Получили необходимую информацию о своей семье : у семьи есть история и традиции, совместные праздники и увлечения, путешествия; познакомились со своей родословной и историей происхождения фамилии; научились составлять генеологическое древо совместно с родителями.
2. Имеют представление о родственных отношениях.
3. Больше и охотнее рассказывают о своих семьях, о проведенных вместе выходных, о помощи мамам и папам, о заботливом отношении к бабушкам и дедушкам.
4. Воспитывается чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи.
Родители:
1. Активизируются и обогащаются воспитательные и образовательные умения родителей.
2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
3. Устанавливаются доверительные и партнёрские отношения в процессе активного участие родителей в проекте.
4. Происходит сплочение и единение представителей разных поколений.
5. Родители вовлечены в единое образовательное пространство.
6. Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
7. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Перспектива: продолжение систематической работы в данном направлении; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Список литературы:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Березина В. А., Виноградова Л. И., Волжина О. И. «Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча». С. -Пб. : Каро, 2005 г.
3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход». М. : Творческий Центр, 2005 г.
4. Доронова Т. Н., Соловьева, Е. В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М. : Линка – Пресс, 2001 г.
5. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М. : Творческий Центр, 2005 г.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие». М. : Айрис Пресс, 2006 г.
7. Мирзаханова Г. Н. «Эффективные формы взаимодействия педагога и родителей». Журнал «Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1 – С. 33-37.
8. Рабочая программа воспитания структурного подразделения «Детский сад №31» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области, 2023-2024 уч. г.
9. Рабочая программа – образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14 г. о. Сызрань, 2023-2024 уч. г.
10. «ФГОС Дошкольное образование» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России
14 ноября 2013 г. N 30384