Cветлана Ивкова
Педагогический проект «Улыбка малыша в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства.
Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Кто же адаптируется в большей степени – ребенок или родитель? Очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребенка в ясли. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей потому что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребенка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный, временной промежуток.
Публикация «Педагогический проект „Улыбка малыша в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Направления работы:
Информационно – аналитическое,
Познавательное,
Наглядно – информационное,
Досуговое.
Разработали основные положения, определяющие совместную работу с родителями:
Единство,
систематичность, последовательность,
взаимное доверие и взаимосвязь педагогов и родителей,
индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
Определили условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе - необходимо сформировать положительную установку, желание идти в детский сад.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления в детский сад.
3. «Спокойная Мама-
Задача педагога – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки. Рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
4. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – ребенок».
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к педагогу. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
5. Развивающая среда
Для детей адаптирующихся к саду, должна быть создана не столько предметно-развивающая, сколько эмоционально-развивающая среда, которая будет способствовать быстрой адаптации и развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка раннего возраста.
Работа по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строится по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и воспитателями. И собственно проведение периода адаптации.
С целью выявления индивидуальных особенностей детей раннего возраста и успешной адаптации их к условиям ДОУ, а также установления контактов между педагогами и родителями проводится анкетирование родителей:
«Сотрудничество с детским садом»,
«Готовность детей к ДОУ»,
«Впервые в детский сад».
Опыт работы показал, что изучение ребенка до поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем малыше мы предлагаем родителям написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?»,
помогающее им
внимательнее относится к своему ребенку, наблюдать за ним,
видеть новообразования в его психике.
С целью знакомства с родителями, создания благоприятного эмоционального настроя и ознакомления родителей с особенностями адаптации детей к условиям ДОУ,
в группе проводятся:
Родительские собрания-
«Ребенок раннего возраста в ДОУ»,
«Вместе весело живем и танцуем и поем».
Беседы- консультации:
«Здоровое питание с раннего возраста»,
«Значение игрушки в раннем возрасте».
Консультация – практикум-
«Играем тем,что под рукой», «Пока мама занята» - демонстрация игр изготовленных из бросового материала для активизации взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи.
Консультации письменные:
«Спокойная мама»,
«Типичные ошибки родителей»,
«Спокойное утро или перед походом в детский сад» и др. – благополучно проходит адаптация у тех детей, чьи отношения с мамой отличаются спокойным, эмоционально уравновешенным характером.
Участие родителей творческих семейных конкурсах:
«Здравствуй новый год».
Книжка-самоделка - «Светофорик - мой друг».
Дни добрых дел:
«Изготовление кормушек для птиц» - привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.
«Пошив бахил для группы»,
Помощь в оснащении предметно – развивающей среды группы - привлечь родителей к проблемам группы, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.
Мини – проекты :
«Мой счастливый выходной» - обмен опытом семейного отдыха, установление дружеских отношений среди родителей группы,
«В гостях у сказки» - развитии речи детей через народное творчество
Совместная фотовыставка «Малыши – крепыши» - привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни в семье.
Библиотечка для родителей: «Это интересно» - для активизации и обогащения воспитательских умений, формирования уверенности в собственных педагогических возможностях. Представлены периодические издания и специализированная литература по воспитанию и развитию детей раннего возраста, познавательный материал информационного характера.
Оформлен Родительский уголок.
Рубрики:
«Я познаю мир» - родители знакомятся с игровой и учебной деятельностью, целями и задачами воспитания и развития детей группы.
«Расти здоровым, малыш» - располагаются консультации помогающие сохранить и укрепить здоровье ребенка, пропаганда здорового образа жизни в семье.
«Уголок психолога» - советы, как избежать негативных последствий адаптации к условиям ДОУ.
«Учите с нами» - практические советы по изучаемому материалу.
«Права ребенка» - уточнить и закрепить знания родителей о правах детей.
Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи по защите прав ребенка. Повысить педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию ребенка.
Групповые альбомы:
«Из жизни группы»,
«Наши развлечения».
Фотовыставка «Цветные ладошки» :
«Наша жизнь в группе»
Видео отчеты: «Новогодний праздник», «Как мы занимаемся» -
родители детей раннего возраста не могут присутствовать на занятиях так как например в старших группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Открытые просмотры могут заменить современные технические возможности, например записи занятий с детьми на видеопленку. Это хорошая «память» для родителей. Использование этого метода повышает интерес родителей к проводимым мероприятиям в ДОУ.
Совместные развлечения: «Вместе весело шагать», «По дороге с мишкой».
Укрепляются детско-родительские отношения,
родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с родительской общественностью в целом,
Они видят достижения своих малышей, радуются этому.
«Портфолио ребенка»
первый шаг в открытии малышом своего Я : собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
«Мама на час»
На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Работа с детьми.
Учитывая, что большое значение в организации адаптационного периода имеет эмоциональное благополучие ребенка, поэтому в этот период важно ежедневно по нескольку раз в день проводить игры, способствующие сближению взрослого с детьми, в которых ребенок выступает как равноправный участник.
Движение – основной способ снятия стресса, поэтому в утренние часы создаем условия для активной двигательной деятельности. Проводим различные упражнения с мячом, используем хороводы, игры забавы, которые подобраны по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Первыми и самыми простыми играми являются те, в которых дети действуют одновременно одинаково: «Давай познакомимся», «Карусель», «Хоровод с куклами», «Ладушки», «Солнышко и дождик», и др. С этой же целью разработали
«Адаптационные игралочки» с малышами» в которые входят:
«Сюрпризные игралочки» - в адаптационный период в жизни малышей должно быть много сюрпризов, т. к. сюрприз - это хорошее настроение и благоприятная обучающая среда.
«Доверительные игры» – использование игрового метода общения во время адаптации, с целью наладить доверительные отношения с каждым ребенком.
«Подвижные игры» - малыши очень любят подвижные игры. Чувство «мышечной радости» испытанное малышами в процессе двигательной деятельности, сопровождает их целый день.
«Пальчиковые игры» - развивают подвижность пальцев и умение двигаться в соответствии со словами.
«Оздоровительные игры» - комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий до и после сна ребенка.
«Игры для снятия агрессии» - игры с водой, песком, лепка из глины и пластилина, «пальцеграфия», релаксационные упражнения, игровой массаж.
Совместные игры с детьми:
1. Игра «Обведу карандашом ручку твою и тебе подарю».
2. «Телефон - позвони маме».
3. Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек.
4. Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других:
-техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;
-сюжетная игра «Гуляем в парке, бегаем по лужайке. плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся. лежим на песке - загораем»;
-потешки: «Сорока-ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения, массирование пальцев;
-танцы под веселую музыку.
В результате работы
Установились доверительно – дружеские отношения между педагогами и родителями.
Обогатились воспитательные и образовательные умения родителей.
Повысилась их педагогическая грамотность.
Улучшился показатель адаптации детей к ДОУ
Родители увидели своего ребенка в условиях отличных от домашних.