Ирина Перцева
Педагогический проект «Учимся сочинять стихи и загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Учимся сочинять стихи и загадки»
1. Актуальность
В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Современные концепции специального дошкольного образования ориентированы на гуманизацию отношений в целостном педагогическом процессе. В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности. Поэтому развивать их надо как можно раньше. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребёнка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. Речь, являясь средством общения, помогает ребёнку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития. Овладение основными средствами общения: законами фонетики, морфологии и синтаксиса, правильным произношением всех звуков родного языка, системой различных форм и словосочетаний, детским словотворчеством дает-возможность дошкольнику направлять действия окружающих его людей по своему желанию, через посредство других воздействовать на мир и осуществлять свободное самоопределение. Дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьём, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс, доставить себе удовольствие, дают возможность пережить ситуацию успеха. Заикающимся детям, у которых нарушена коммуникативная функция речи, просто необходимо равноправное сотрудничество ребёнка с педагогом, т. к. именно педагог предоставляет ребёнку инициативу в общении, признание активности ребенка, тем самым вселяет надежду и веру в творческие силы самого ребёнка. Развитие словесного творчества у заикающихся дошкольников (6-7 лет) необходимо проводить на втором году обучения, на этапе выхода в свободную речь. Развивая творческие способности у детей, на основе малых фольклорных форм (загадок, поговорок, пословиц) мы корригируем речь детей в целом, что обеспечит их успешную адаптацию к дальнейшему обучению в школе. Именно поэтому из современных технологий образования была выбрана проектная технология.
Публикация «Педагогический проект „Учимся сочинять стихи и загадки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Цель и задачи
Цель: Способствовать развитию словесного творчества у детей 6-7 лет на основе малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок).
Задачи:
1. Учить детей подбирать рифму, сочинять загадки, пословицы и поговорки.
2. Развивать у детей интерес к родному языку.
3. Учить работать в парах: договариваться, вступать в диалог, принимать точку зрения другого.
4. Отрабатывать умения представлять проект на публике.
4. Тип проекта :
по доминирующей деятельности - творческий.
по продолжительности - краткосрочный (10 занятий);
по количеству участников - подгрупповой (парный);
по самостоятельности действий воспитанников - под руководством учителя-логопеда.
5. Участники проекта : воспитанники подготовительных групп, занимающиеся в логопедической группе, учитель-логопед, родители.
6. Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая).
7. Продолжительность: 3 месяца.
8. Планируемый результат: презентация проекта в форме устного представления.
9. Этапы реализации проекта :
Проект реализуется в 3 этапа:
проектировочный этап;
практический этап;
этап оценки эффективности проекта.
1. Проектировочный этап
1) Определение проблемы проекта :
Познакомить детей с понятием «рифма»
Прочитать Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
Для детей с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
Для логопеда сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы через практическую творческую деятельность детей.
2)Составление плана-схемы проекта.
3) Обсуждение проекта с родителями.
4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2. Практический этап
1) Поиск предметов окружающей обстановки дома, схожих с образом гласных букв.
2) Подбор дву- и четверостиший о гласных буквах, отражающих описание зрительного образа букв.
3) Проектирование пространственного расположения мебели в комнате, доме.
4) Изображение предметов обихода с помощью гласных букв.
5) Прорисовывание букв в предметах обстановки дома, комнаты.
6) Подготовка устной презентации проекта, распределение ролей.
7) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей, воспитателей.
3. Этап оценки эффективности проекта
1) Рефлексия.
2) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата (н-р, сочинить загадку для мамы или для друга).
Литература:
Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки/В. Д. Прокопьева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 171, (1) с. : ил. – (Библиотека логопеда).