Елена Семенова
Педагогический проект «Учимся общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Учимся общаться».
Тип проекта : обучающе-игровой, групповой, кратковременный, в рамках ДОУ.
I этап.
Актуальность:о формирование навыков общения для обеспечения полноценной коммуникации является чрезвычайно актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности развития детей с ОВЗ обуславливают необходимость организации целенаправленной систематической коррекционной работы с данной категорией детей по формированию. коммуникативных. умений.
Публикация «Педагогический проект „Учимся общаться“» размещена в разделах
Цель: развитие произвольной регуляции эмоций и поведения при общении у детей группы.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- воспитывать у детей потребность в доброжелательном общении со сверстниками и взрослыми;
- учить детей распознавать и называть свои и чужие эмоциональные состояния и реакции;
- развивать способность анализировать свои и чужие поступки;
- способствовать формированию личного позитивного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, стимулировать его гуманные чувства;
- обогащать активный словарь детей выражениями словесной вежливости;
- учить понимать и использовать невербальные способы общения.
- развивать произвольное управление поведением.
Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.
Срок: 3 недели.
Предполагаемый результат: оптимизация качества общения детей со сверстниками и взрослыми, повышение педагогической компетентности родителей по вопросам формирования коммуникативных навыков детей.
II этап – разработка проекта.
1. Подбор и изучение методической и научно-популярной литературы.
2. Подбор игр для коррекции и развития коммуникативных навыков детей.
3. Подбор музыкального сопровождения.
III этап – реализация проекта.
Игры на развитие коммуникативных навыков проводятся с детьми ежедневно после прогулки.
Родители, руководствуясь информацией в интернет-группе, по возможности проводят игры дома.
IV этап – презентация проекта.
Презентация проекта намечена на февраль.
Участники презентации: учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы Березка, сотрудники детского сада.
План презентации.
1. Выступление педагогов перед коллегами с сообщением о значении развития коммуникативных навыков детей, об актуальности этой работы в группе.
2. Демонстрация презентации по проекту.
3. Инсценировка с участием детей и педагогов группы «Как мы в садике своем дружно, весело живем». Мини-спектакль? Видео игры?
Список литературы.
1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. : Просвещение, 1990.
2. Мессер В. М. Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 710-712.
3. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР. – М. : Педагогика, 2007. – 304 с.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. -М, : Аркти,1999.
5. Дубина Л. Т. Развитие у детей коммуникативных способностей. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, №11, 2004.
6. Семенака С. И. Уроки добра. -М. : Аркти, 2002.
7. Сиротюк А. Л. Как развивать коммуникативные способности. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2006.
8. Фоменко Е. А. Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. -М. : Первое сентября, 2003
Вывод. У детей с ЗПР полноценный процесс общения не обеспечивается по причине несовершенства коммуникативной сферы, что создает существенные трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Это обусловлено дефектами речевого развития, незрелостью в мотивационно-потребностной сфере, низким уровнем самоконтроля на всех этапах коммуникативной деятельности, эпизодическим характером взаимодействия. В процессе наблюдения за воспитанниками выявилось, что эти проблемы в области коммуникации общие для большинства детей группы. Перечисленные особенности обуславливают необходимость организации целенаправленной систематической коррекционной работы с данной категорией детей по формированию коммуникативных умений. Специалисты определяют социализирующую роль педагога, которая заключается в следующем:
- передача ребенку типичных способов поведения в разных ситуациях и специфических навыков общения;
- создание условий, которые бы способствовали положительному эмоциональному настрою ребенка;
- предъявление ребенку конкретных требований и контроль за их исполнением;
- умение проникнуть в настроение ребенка, посочувствовать огорченному, обиженному, поддержать его эмоционально;
- умение видеть, какое место занимает ребенок в социометрической структуре группы, кому из детей нужна помощь, чтобы установить контакты со сверстниками;
- овладение культурой речевого общения;
- умение владеть собой в сложных ситуациях.
Обучение коммуникативным навыкам было направлено на помощь в формировании адекватных возрасту поведенческих проявлений ребенка, навыков поведения и формы эмоционального реагирования. Результаты дальнейших наблюдений свидетельствуют о том, что предложенные навыки в целом усвоены, общение стало более позитивным. Дети обращаются друг к другу по именам, стали продолжительнее играть в парах, обращают внимание на проявление эмоций сверстниками. Наблюдаются позитивные изменения характера сюжетно-ролевой игры.
Следовательно, для того чтобы формировать, развивать и закреплять навыки общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, необходимо использовать в деятельности педагогов и родителей игры и задания, направленные на взаимодействие ребенка с окружающими людьми.
Содержание занятий по развитию коммуникативных навыков.
Занятие 1. Подвижная игра «Медвежата».
Задача: учить преодолевать замкнутость, пассивность, скованность.
Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Взрослый рассказывается ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.
Занятие 2. Подвижная игра «Насос и мяч».
Задача: учить преодолевать замкнутость, пассивность, скованность.
Один из участников становится насосом, другие мячами. Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущая вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок, и взрослый. Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой – мячом, затем они меняются ролями. Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
Занятие 3. Игра «Новоселье».
Задача: учить выражать дружелюбие невербальными способами.
Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.
Занятие 4. Игра «Кулачок».
Задача: учить замечать и различать выражение различных эмоций у себя и у окружающих.
Дать ребенку в руку мелкую игрушку или конфету и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Занятие 5. Подвижная игра «Не скажем, а покажем».
Задача: учить замечать и распознавать невербальные сигналы.
Одного ребенка выводят из группы. Дети под руководством взрослого договариваются имитировать различные движения. Ребенок после возвращения в группу наблюдает имитацию и отгадывает, что задумали дети.
Занятие 6. Подвижная игра «Поводырь».
Задача: регулировать поведение ребенка с помощью партнера.
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущих водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. Это упражнение вызывает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
Занятие 7.
Подвижная игра «Улиточка».
Задача: учить узнавать детей по голосу.
Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает:
«Улиточка, улиточка, высунь-ка рога.
Дам тебе я сахару, кусочек пирога. Угадай, кто я?
Тот, чей голос водящий угадал, сам становится улиточкой.
Занятие 8. Подвижная игра «Угадай, про кого я скажу».
Задача: учить узнавать человека по описанию.
Дети сидят в кругу на стульях. Ведущая называет детали одежды ребенка, особенности его внешнего вида. Дети отгадывают, про кого загадала ведущая.
Занятие 9. Подвижная игра «Сиамские близнецы».
Задача: учить согласованности движений.
Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает бинтом правую руку одного партнера с левой рукой другого. Дети выполняют задания. Пройтись по группе, повернуться, присесть, принести что-то.
Занятие 10. Игра «Пиктограммы».
Задача: учить распознавать эмоции.
Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается изобразить выбранную эмоцию, найти на фотографии.
Занятие 11. Подвижная игра «Паровозик».
Задача: учить регулировать свое поведение.
Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде «станция» останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.
Занятие 12. Подвижная игра «Давайте поздороваемся».
Задача: продолжать учить здороваться со сверстниками, регулировать силу физического воздействия.
Играющие по сигналу ведущего (взрослого) хаотично двигаются по группе, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Здороваются, прикасаясь руками, потом плечами, потом спинами, потом носами, потом ушами.
Занятие 13. Игра «Менялки».
Задача: учить замечать особенности внешнего вида окружающих.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Взрослый говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и. т. д.») После этого имеющие названный признак должные быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
Занятие 14. Игра «Волшебник».
Задача: учить вслушиваться в словесную инструкцию и выполнять ее.
Волшебник (ведущий) заколдовывает остальных детей так, что они начинают выполнять только его команды. Сначала он дает команды словесно и подкрепляет их действием, потом ограничивается только словесной командой.