Екатерина Козоногова
Педагогический проект «Трудимся, играем, познаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. относиться к работе с любовью, видеть в ней радость-необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Публикация «Педагогический проект „Трудимся, играем, познаем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В детском саду и дома ребенок занимается хозяйственно- бытовым трудом : накрывает на стол и убирает посуду после еды, протирает пыль, подметает пол, поддерживает порядок в игровом уголке, моет игрушки, стирает и гладит кукольное белье и т. д. Занимаясь хозяйственно-бытовым трудом, ребенок привыкает выполнять постоянные обязанности.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость-необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Цель: формирование познавательной активности у детей среднего и старшего возраста через интеграцию разных видов деятельности.
Задачи трудового воспитания :
Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат: сформированность знаний детей о труде взрослых; развитие у детей трудолюбия и желания трудится.
Виды детского труда и формы его организации.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели).
Задачи самообслуживания (средняя группа) :
совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок -чистить, просушивать;
воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными;
воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком;
приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком;
продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами -ложкой, вилкой, ножом;
учить полоскать рот после еды.
Старшая группа:
формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки;
закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место);
учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
формировать привычку бережно относиться к личным вещам;
развивать желание помогать друг другу;
приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;
соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места;
учить опрятно убирать постель.
Подготовительная группа:
закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу от неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь;
учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию;
приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно -бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Задачи хозяйственно- бытового труда :
Средняя группа:
приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал. помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки и т. д;
учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая группа:
учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки;
формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице;
учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды;
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Подготовительная группа:
продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки;
продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице;
учить самостоятельно убирать постель после сна;
приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол;
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способностей к физическому усилию.
труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда;
в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т. д. ;
труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка;
в труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это -основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.
Формы организации труда :
Поручения;
Дежурства;
Коллективный труд (общий, совместной).
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнения трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. д.).
Дежурства- форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания : он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводиться общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: Умение вежливо обращаться друг другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.