Надежда Щекотько
Педагогический проект «Тропой красивой и правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Тропой красивой и правильной речи»
по коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
1. Аннотация проекта
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей. Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям, заинтересованным в развитии ребенка. Название проекта выбрано не случайно, только попав на тропу красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь! Проект рассчитан на детей от 4 до7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Тропой красивой и правильной речи“» размещена в разделах
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда. Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости. В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Проект «Тропой красивой и правильной речи» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей, посещающих группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям).
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: август - сентябрь 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный : октябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.
III этап – практический: с 10.01.2017г. – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: июнь – август 2017 года.
2. Актуальность темы проекта
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ. Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Название проекта было выбрано нами не случайно, только идя тропой красивой и правильной речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь! Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому, актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что объединив усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Нам необходимо было разрешить следующие противоречия :
1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации основной образовательной программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать реализации образовательной программы и не нарушать СанПин.
2. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.
3. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут, краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.
4. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической помощи в присутствии родителей для детей от 4 до 7 лет (с возможностью присутствия родителей и предоставления им возможности выбора времени услуги) на базе логопедического пункта ДОУ и группы. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:
1. Коллективная на базе ДОУ (игры-занятия совместно с родителями в группе и на логопункте ДОУ, встречи за круглым столом, родительские собрания, клуб и т. д.)
2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете учителя-логопеда (индивидуально с детьми по графику, совместно ребенок и родитель по предварительной записи).
Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия ДОУ с семьями в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка. Направления работы данной системы:
Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада, приглашая к участию в них родителей.
Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах чаще подбирая время с возможностью участия в них родителей.
Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.
Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
3. Цели и задачи проекта
Цель - создание и организация системы коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям, обеспечивающей индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу, максимально удовлетворяющие запросы родителей.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно – содержательные и методические условия проведения групповых и индивидуальных НОД для детей с речевыми нарушениями в присутствии родителей.
2. Составить перспективный план совместной организации работы учителя-логопеда и воспитателей группы.
3. Способствовать развитию всех компонентов речи детей (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия).
4. Внедрить в практику работы ДОУ новые формы преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
Проект является долгосрочным.
Срок реализации – 1 год (август 2016-август 2017).
Участники проекта : воспитанники старшей разновозрастной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
4. Возможные риски и пути их преодоления
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды:
семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда;
имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т. д.);
интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги;
возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ района;
конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.
Факторы, представляющие угрозы для ДОУ:
низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка;
недостаточное материально – техническое состояние;
маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми и родителями.
Сильные стороны ДОУ:
у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми дошкольного возраста;
режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время;
потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т. е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе по реализации проектной деятельности;
в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка;
функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям.
Слабые стороны ДОУ:
на базе детского сада не существует психологическая служба;
высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой.
Определение возможной стратегии реализации проекта :
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
Провести опрос родителей старшей разновозрастной группы МКДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 18.00;
Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ.
Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
Изучить опыт по данной работе в районе и области.
Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения.
Ожидаемые результаты проекта :
Качественные
Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении (механизм оценки – количественный анализ);
Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда и групп ДОУ.
Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива).
Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
Планирование работы консультационного пункта для родителей (круглые столы, семинары, консультации).
Количественные
Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
Обучено и проконсультировано не менее 60 родителей (законных представителей)
Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Эффективность проекта мы будем оценивать
По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги - оказание услуг детям в возрасте 3 - 7 лет.
По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента в рабочем посёлке
По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.
7. Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровые: в настоящий момент группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, в штате ДОУ -1 учитель-логопед (1 ставка), 1 музыкальный руководитель
Информационные: кабинет логопеда оснащен большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 1 год, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально – технические: в ДОУ:
кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование;
методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Автор проекта :
осуществляет общее руководство.
отслеживает выполнение плана реализации проекта.
разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
анализирует результаты выполнения проекта.
организует работу специалистов и педагогов
оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
создает условия осуществления образовательного процесса,
формирует индивидуальный заказ родителя.
организует работу по проведению мероприятий с детьми.
формирует банк методических материалов.
анализирует результаты диагностики детей.
координирует взаимосвязь между участниками проекта.
разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
8. Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.
Модель компетентности
Компетентность родителей в речевом развитии детей:
ЗНАЮ о проблеме ребёнка
УМЕЮ использовать знания
ХОЧУ владеть знаниями
МОГУ самостоятельно помочь
Результат реализации проекта :
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 4-7 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта :
На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Тропой красивой и правильной речи» проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 4 до 7 лет.
Публикации опыта работы, распространение в районе и регионе.
Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.