Папки-передвижки

Педагогический проект по теме «Орнаменты в жизни башкирского народа» в подготовительной к школе группе

Мусалия Байгузина
Педагогический проект по теме «Орнаменты в жизни башкирского народа» в подготовительной к школе группе

Актуальность.

Республика Башкортостан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Башкортостана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее, сберечь для будущих поколений. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к

его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к

Публикация «Педагогический проект по теме „Орнаменты в жизни башкирского народа“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

культуре народов разных национальностей.

Это является стремлением народа к национальному возрождению

Федеральные государственные образовательные стандарты

ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных

качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего

народа, гордиться и восхищаться ими и формировать нравственно-

эстетическую среду общения с миром ценностей, созданные народом, с

учетом регионального компонента. А так же, уважительно относиться к

культуре другого народа. Важно показать ребенку, что «малая» Родина, как и

огромная страна, Россия славна своей историей, традициями,

достопримечательностями.

Особую значимость приобретает знакомство дошкольников с

декоративно - прикладным искусством. В отличие от всех других видов оно

имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в

ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и

передающийся из поколения в поколение. Народное искусство способствует

художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все

специфические закономерности декоративного искусства – выразительная

композиция, симметрия, ритм, богатство и согласованность цветов.

Декоративно-прикладное искусство доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых,

лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего

мира.

Башкортостан – это наша родина, и воспитанники должны знать культуру своего края.

Проблема. Ранним зимним утром воспитанница нашей группы Аделина принесла в садик показать детям башкирский нагрудник. Она в нём танцевала башкирский народный танец в танцевальном кружке. Дети очень удивились, зачем нужно носить эту вещь обшитую всю монетами? Этой проблемой и заинтересовались я и дети подготовительной группы «Почемучка» - «Орнаменты в жизни башкирского народа».

У детей слабо развит познавательный интерес об истории башкирского народа, о народных мастерах, особенностях росписей, скудный словарь по теме «Башкирский национальный орнамент».

Тип проекта : Познавательно-творческий

Вид проекта : Групповой

Участники проекта : Дети, педагог, родители.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя с 11.12.2023г по 15.12.2023г)

Цель проекта : Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.

Задачи проекта :

Образовательные:

• Продолжать знакомить и расширять знания детей с народным искусством, познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа.

Развивающие:

• Развивать умения составлять узоры по мотивам башкирского орнамента, чувство цвета, мелкую моторику, любознательность, кругозор детей;

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к творчеству башкирского народа, интерес к народному прикладному искусству.

Работа с родителями:

• Привлечение родителей к совместной работе - сбору материала;

• Консультации и индивидуальные беседы для родителей;

• Организовать экскурсию в Туймазинский краеведческий музей;

• Совместная работа родителей и детей изготовления украшения с применением башкирского орнамента.

Объект исследования: Орнаменты башкирского народа

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что действительно у детей дошкольного возраста повысится познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству башкирского народа, пополнится словарный запас и расширится кругозор по теме проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Дети имеют представление о некоторых особенностях башкирского национального орнамента, украшение им посуды, одежды; имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

План реализации проекта :

I этап: Подготовительный :

Подборка художественной литературы, дидактической игр, разработка занятий.

Размещение в информационном уголке к родителям принять активное участие в реализации проекта.

Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, презентации о орнаментах башкирского народа.

Подборка башкирских народных сказок, башкирских национальных игр.

Распечатать раскраски, трафареты «Орнаменты башкирского народа».

Взаимодействие с родителям:

Привлечь и заинтересовать родителей принять участие в педагогическом проекте «Орнаменты башкирского народа».

Рекомендовать читать своим детям башкирские народные сказки.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

II этап: Основной:

Наблюдение за окружающей природой.

Экскурсия в Туймазинский краеведческий музей.

Беседа «Моя Республика - Башкортостан».

Беседа и знакомство с башкирской национальной одеждой.

Рассматривание предметов башкирского быта и альбома «Башкирский национальный орнамент»

Народные башкирские игры «Юрта» и «Бег с ложками».

Изготовили дидактическую игру: «Узнай и назови элемент башкирского узора».

Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Укрась нагрудник «Сэлтэр», оригами с элементами аппликации на тему «Тюбетейка» и пластилинография на тему «Башкирский ковёр».

Чтение башкирских сказок «Мудрый старик и глупый царь», «Умная девушка» и т. д.

III этап: Заключительный:

Итоговое мероприятие – выставка работ родителей и детей изготовления украшения с применением башкирского орнамента.

Заключение.

Вывод: Просмотрев и изучив материалы, информацию, можно признать всю важность декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний воспитанников о башкирском национальном орнаменте.

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, расширению кругозора, художественной грамотности и вкуса.

Список литературы:

1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников – Москва : Просвещение, 1985. – 176 с.

2. Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5.

3. Сухомлинский В. А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270

4. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. /Под ред. Р. И. Капустиной. - Шадринск, 1999.

5. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В. В. Колокольникова. - М., 1962.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Мы тоже в космос полетим, если только захотим» в подготовительной к школе группеПедагогический проект «Мы тоже в космос полетим, если только захотим» в подготовительной к школе группе Актуальность проекта Тема космоса очень интересна детям старшего дошкольного возраста. Они часто интересуются, что представляет собой.

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Исследование объектов и предметов окружающего мира» Педагогический проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. «Исследование объектов и предметов окружающего.

Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина»Педагогический проект в подготовительной группе «С чего начинается Родина» Педагогический проект в подготовительной группе "С чего начинается Родина" Актуальность разработки и реализация проекта: Малая Родина.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «8 марта — Международный женский день» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе "8 марта – Международный женский день ". Проект посоциально – коммуникативному,.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по теме «Орнаменты в жизни башкирского народа» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 27 мая 2024 в 21:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по теме «Орнаменты в жизни башкирского народа» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Мусалия Байгузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД