Мусалия Байгузина
Педагогический проект по теме «Орнаменты в жизни башкирского народа» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Республика Башкортостан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Башкортостана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее, сберечь для будущих поколений. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к
его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
культуре народов разных национальностей.
Это является стремлением народа к национальному возрождению
Федеральные государственные образовательные стандарты
ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных
качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего
народа, гордиться и восхищаться ими и формировать нравственно-
эстетическую среду общения с миром ценностей, созданные народом, с
учетом регионального компонента. А так же, уважительно относиться к
культуре другого народа. Важно показать ребенку, что «малая» Родина, как и
огромная страна, Россия славна своей историей, традициями,
достопримечательностями.
Особую значимость приобретает знакомство дошкольников с
декоративно - прикладным искусством. В отличие от всех других видов оно
имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в
ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и
передающийся из поколения в поколение. Народное искусство способствует
художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все
специфические закономерности декоративного искусства – выразительная
композиция, симметрия, ритм, богатство и согласованность цветов.
Декоративно-прикладное искусство доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых,
лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего
мира.
Башкортостан – это наша родина, и воспитанники должны знать культуру своего края.
Проблема. Ранним зимним утром воспитанница нашей группы Аделина принесла в садик показать детям башкирский нагрудник. Она в нём танцевала башкирский народный танец в танцевальном кружке. Дети очень удивились, зачем нужно носить эту вещь обшитую всю монетами? Этой проблемой и заинтересовались я и дети подготовительной группы «Почемучка» - «Орнаменты в жизни башкирского народа».
У детей слабо развит познавательный интерес об истории башкирского народа, о народных мастерах, особенностях росписей, скудный словарь по теме «Башкирский национальный орнамент».
Тип проекта : Познавательно-творческий
Вид проекта : Групповой
Участники проекта : Дети, педагог, родители.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Срок реализации: Краткосрочный (1 неделя с 11.12.2023г по 15.12.2023г)
Цель проекта : Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Продолжать знакомить и расширять знания детей с народным искусством, познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа.
Развивающие:
• Развивать умения составлять узоры по мотивам башкирского орнамента, чувство цвета, мелкую моторику, любознательность, кругозор детей;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к творчеству башкирского народа, интерес к народному прикладному искусству.
Работа с родителями:
• Привлечение родителей к совместной работе - сбору материала;
• Консультации и индивидуальные беседы для родителей;
• Организовать экскурсию в Туймазинский краеведческий музей;
• Совместная работа родителей и детей изготовления украшения с применением башкирского орнамента.
Объект исследования: Орнаменты башкирского народа
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что действительно у детей дошкольного возраста повысится познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству башкирского народа, пополнится словарный запас и расширится кругозор по теме проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети имеют представление о некоторых особенностях башкирского национального орнамента, украшение им посуды, одежды; имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.
План реализации проекта :
I этап: Подготовительный :
Подборка художественной литературы, дидактической игр, разработка занятий.
Размещение в информационном уголке к родителям принять активное участие в реализации проекта.
Рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, презентации о орнаментах башкирского народа.
Подборка башкирских народных сказок, башкирских национальных игр.
Распечатать раскраски, трафареты «Орнаменты башкирского народа».
Взаимодействие с родителям:
Привлечь и заинтересовать родителей принять участие в педагогическом проекте «Орнаменты башкирского народа».
Рекомендовать читать своим детям башкирские народные сказки.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
II этап: Основной:
Наблюдение за окружающей природой.
Экскурсия в Туймазинский краеведческий музей.
Беседа «Моя Республика - Башкортостан».
Беседа и знакомство с башкирской национальной одеждой.
Рассматривание предметов башкирского быта и альбома «Башкирский национальный орнамент»
Народные башкирские игры «Юрта» и «Бег с ложками».
Изготовили дидактическую игру: «Узнай и назови элемент башкирского узора».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Укрась нагрудник «Сэлтэр», оригами с элементами аппликации на тему «Тюбетейка» и пластилинография на тему «Башкирский ковёр».
Чтение башкирских сказок «Мудрый старик и глупый царь», «Умная девушка» и т. д.
III этап: Заключительный:
Итоговое мероприятие – выставка работ родителей и детей изготовления украшения с применением башкирского орнамента.
Заключение.
Вывод: Просмотрев и изучив материалы, информацию, можно признать всю важность декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний воспитанников о башкирском национальном орнаменте.
Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, расширению кругозора, художественной грамотности и вкуса.
Список литературы:
1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников – Москва : Просвещение, 1985. – 176 с.
2. Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5.
3. Сухомлинский В. А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270
4. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. /Под ред. Р. И. Капустиной. - Шадринск, 1999.
5. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В. В. Колокольникова. - М., 1962.