Елена Гальцева
Коллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей наше учреждение использует такую форму как коллекционирование. Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Достоинством коллекционирования можно считать его связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным и творческим развитием.
Публикация «Коллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Темочки
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность. Коллекционировать можно : ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, открытки, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатиков, самолетики, машинки и многое другое. Все дети, очень любят конфеты и, съедая их, остается много фантиков, которые потом выкидывают в мусор. Тогда мы вместе с детьми и родителями решили дать фантику вторую жизнь и начать собирать коллекцию фантиков. Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения фантика. Когда фантиков было в достаточном количестве, наши педагоги предложили детям рассмотреть фантики, потрогать их, провести пальчиком по поверхности, ощутить материал. Ведь фантики, как оказалось, разные по фактуре. Но мы увидели их сходство и поэтому решили сгруппировать эти фантики на отдельные темы и оформили альбом. В нашем альбоме есть темы: фрукты, ягоды, животные, любимые сказки. Рассматривая в альбоме фантики «Любимые сказки», дети с удовольствием вспоминают и рассказывают знакомые сказки, это способствует развитию речи детей, воображению. Так же коллекция фантиков используется в образовательной деятельности. Изучая тему фрукты (ягоды, животные, педагоги вместе с детьми рассматривают фантики по этой теме, называем фрукт, определяют какого он цвета, формы, вкуса. Это помогает малышам усвоить основные отличительные особенности каждого фрукта. Также этот материал можно использовать в качестве дидактических развивающих игр: 1. Дети рассортировывают фантики по размеру: большие и маленькие. Среди нескольких фантиков находят самый маленький, самый большой.
2. Дети отбирают фантики по цвету: красные, жёлтые, зелёные и синие.
3. Предлагается детям смять фантики, сложить в стаканчики. А затем развернуть их и разгладить.
4. Сделать из фантика шарик и подуть на него. Шарик покатится. Был детьми сделан вывод, что шарики оказались очень лёгкими и от потока выдуваемого воздуха легко передвигались по поверхности стола и падали на пол. 5. Игры "Найди пару", "Какой лишний?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают фантики, какими бывают фантики по структуре, с разными изображениями. 6. Можно предложить детям завернуть в фантик разные предметы: пробку, шарик пластилина. Таким образом, дети сделали вывод, что предложенные предметы разные по величине, и поэтому нужны разные по величине фантики.
7. Можно предложить детям свернуть фантик: по горизонтали, по вертикали, сложить гармошкой, трубочкой, сделать из фантиков разные поделки.
Успешно был организован конкурс "Дизайнеры одежды", в котором в качестве материала были использованы фантики, оберточная бумага, фольга и пр.
В результате данного вида деятельности можно пронаблюдать активный рост познавательного интереса у детей. В процессе обследования фантиков дети учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Коллекционирование стимулирует детскую любознательность. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети не просто приобретают новые знания, но и стремятся узнать больше, что ясно видно из бесконечных вопросов маленьких почемучек. А ведь без этих «почему?» нет развития. Собирая коллекцию, дети стали внимательнее к мелочам и узнали о фантиках гораздо больше, чем другие люди.