елена николаева
Педагогический проект «Театральная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Публикация «Педагогический проект „Театральная мозаика“» размещена в разделах
Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям и остаётся, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью.
Итак, интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в группе опираемся на работы современных педагогов : М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр». В этих работах раскрыты особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определено содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, выделенных в ФГОС ДО.
Новизна проекта :
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление «Рукавичка».
Цель проекта :
Формирование творческой личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Систематизировать знания детей по теме проекта;
Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями, профессиями;
Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка средствами детского театра;
Развивать артистизм и навыки сценического искусства;
Формировать у педагогов, участников педагогического проекта практическую готовность в оказании помощи при организации театрального воспитания;
Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства;
Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно;
Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Поддерживать самостоятельность, инициативу, творчество для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию;
Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра.
Формы и методы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры; просмотры и обсуждение мультипликационных фильмов-сказок; выставки рисунков и поделок.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия, творческие мастерские, домашние задания (изготовление поделок; рисунки; подготовка и показ домашнего спектакля; изготовление декораций и костюмов)
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова).
Участники проекта : дети группы комбинированной направленности 5-7 лет, родители, воспитатели,
Тип проекта : творческий
Продолжительность: долгосрочный -1 год (сентябрь - май)
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный (сентябрь - октябрь 2018г.)
Его цель – определение целей и форм работы.
Задачи данного проекта :
• Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
• Сбор и накопление материала, изучение литературы
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
• Анкетирование родителей
Второй этап – практический (ноябрь 2018 – апрель 2019г.)
Его цель – реализация проекта.
Задачи данного проекта :
• Беседы с детьми о театре
• Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование
• Театрализованные игры, игры - драматизации
• Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,
разучивание текстов сказок
• Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, варежковый и теневой театр, театр БИ-БА-БО
• Организация и проведение образовательной деятельности
• «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации, и т. д.).
3 этап– заключительный (май 2019г.)
Его цель: - подведение итого проделанной работы.
Задачи данного этапа:
• Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей
дошкольников через презентацию проекта.
• Показ домашних театров с участием детей и родителей.
• Проведение фестиваля «Театральный детский сад».
Принципы реализации проекта :
В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:
• Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
• Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
• Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
• Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
• Принцип интегрированного подхода.
• Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
• Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.
Рабочий план реализации проекта
Мероприятия Участники Сроки Ответственные
Беседа: «Что мы знаем о театре?»
Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Дети, педагоги
Родители, педагоги Сентябрь Педагоги
Педагоги
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Беседа «Театральная страна» Дети, педагоги Сентябрь Педагоги
Беседа «Театральные профессии»
Разучивание сказки «Заюшкина избушка» Дети, педагоги
Дети, педагоги Октябрь Педагоги
Педагоги
Консультация для родителей
«Домашний театр детям»
Знакомство с настольным театром Педагоги и родители
Дети, педагоги Октябрь Педагоги
Педагоги
Рисование по сказке «Заюшкина избушка»
Изготовление декораций к сказке
«Заюшкина избушка» с родителями Дети, родители, педагоги Ноябрь Педагоги
Знакомство с варежковым театром
Консультация для педагогов «Подготовка театральной постановки сказки»
Чтение сказки «Рукавичка»
Дети. Педагоги
Педагоги
Дети и педагоги Ноябрь Педагоги
Педагоги
Педагоги
Знакомство с гонзиками (упражнения)
Знакомство с пальчиковым театром
Разучивание сказки «Рукавичка» Дети, педагоги Декабрь
Педагоги
Сочинение зимней сказки.
Дети, педагоги,
родители
Декабрь
Педагоги
Дети, педагоги,
Показ сказки «Рукавичка» детям младшей группы детского сада. Январь Педагоги
Консультация для родителей «Играйте с детьми в театр» Педагоги Январь Педагоги
Просмотр мультфильма «Снегурочка» Разучивание сказки по ролям. Дети, педагоги Февраль Педагоги
Изготовление сказочных героев из природного материала Дети, педагоги Февраль Педагоги
Знакомство с театром «Би-ба-бо»
Показ сказки «Рукавичка» для детей и родителей на Масленице. Дети, педагоги
Дети, родители Март Музыкальный руководитель
Педагоги
Показ сказки «Снегурочка» групп детей с ОВЗ. (театр «би-ба-бо»)
Знакомство с теневым театром
Дети, родители, педагоги
Дети, педагоги
Март Педагоги
Фото - выставка «Наш домашний театр»
Папки - передвижки: «Русский театр» - экскурс в историю.
Родители, педагоги
Педагоги, родители Апрель
Апрель Педагоги
Педагоги
Показ домашних спектаклей с участием родителей и детей.
Проведение фестиваля «Театральный детский сад» Дети, родители
Дети, педагоги
Май
Май Педагоги
Ожидаемые результаты
Дети:
развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др., речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
сформированность духовно-богатой личности ребёнка;
сформированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности.
сформированность нравственно – коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)
обогащение театрального опыта : знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
развитие желания придумать, рассказать сказку, историю;
Воспитатели:
организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;
повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;
внедрение инновационных технологий;
Родители:
формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка
повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
активное участие в жизни детского сада.
получение возможности наблюдать за своими детьми, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития детей;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
Используемая литература:
1. Агапова, М. А. Давыдова И. А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М. ; АРКТИ, 2010
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
6. С. И. Мерзлякова, «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004г.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная Пресса, 2004г.
9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя.