Инга Антонова
Педагогический проект «Страницы воинской славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«СТРАНИЦЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
1. Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика)
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Публикация «Педагогический проект „Страницы воинской славы“» размещена в разделах
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо начинать в уже дошкольном детстве.
В преддверии 70-летия празднования Дня Победы возникла проблема: как сформировать у подрастающего поколения чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
К сожалению, использовать традиционные методы (встречи с фронтовиками и тружениками тыла) становится сложно, так как с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов и участников событий Великой Отечественной войны.
Поэтому в нашей проектной деятельности мы обратились к теме воинской славы наших современников и земляков. В преддверии празднования 85-летия Слюдянского района боевое прошлое его жителей – наших друзей, знакомых, соседей (т. е. родителей и родственников наших воспитанников) становится актуально для всех нас и интересно для детей. Гордость за своего папу, дедушку, дядю, старшего брата повышает самооценку ребенка, делает сопричастным к великой миссии – охране Родины.
Наш проект личностно-ориентированный, так как в основе его – информация о ближайшем окружении ребенка, о его родителях, дедушках, старших братьях, служивших в рядах Вооруженных Сил России. Это способствует укреплению внутрисемейных отношений, связи поколений и объединению семей в процессе воплощения данной идеи. Ориентация проекта на ближайшее окружение детей, личную заинтересованность родителей способствует созданию единого образовательного пространства.
Так как в проекте участвовали и дошкольное и начальное школьное звенья МБОУ, то единое образовательное пространство создавалось как внутри школы-сада (преемственность, так и в связях с родительской общественностью (связи с социумом).
2. Целевая группа: педагоги, родители и дети МБОУ НШДС №16
3. Тип проекта : долгосрочный, исследовательско-продуктивный.
4. Цели проекта :
• Создание условий для приобщения детей к героическому прошлому России, её воинским традициям, ознакомление с современными Вооруженными Силами.
• Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о Российской Армии через различные виды деятельности.
5. Задачи
Образовательные:
- Формировать элементарные знания детей о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, героях Вов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- Расширять представления детей о современной Российской Армии и ее воинских традициях.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, поисковую активность нравственно-патриотического содержания;
- развивать интерес к коллективной продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.
- Формировать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
- Воспитывать потребность в общении и взаимодействии с разными людьми (старшими родственниками, сверстниками, педагогами) для достижения общей цели.
- Продолжать укреплять родительско-детские отношения
6. Поэтапное распределение деятельности
№ Этапы НОД Деятельность участников
1. Предварительный (февраль)
Цель: постановка целей проекта, распределение видов деятельности.
Задачи:
1. Активизировать представления детей об армии
2. Выявить уровень компетенции дошкольников и младших школьников.
3. Вызвать желание участвовать в проектной деятельности.
Беседы педагога с детьми на тему : «Какую ты знаешь воинскую технику?», «Назови виды войск, название оружия», «Кто из родственников, знакомых служили в Вооруженных Силах». Военно-спортивная игра «Будущие защитники». Развлечение «Вот так конь». Педагог и дети.
Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
2. Информационный (март)
Цель: создание информационного банка.
Задачи:
1. Изучить доступную научно-популярную и художественную литературу
2. Сформировать библиотеку, каталог наглядных пособий.
3. Создание каталога дидактических, словесных и интегративных игр.
Беседы «Наша Армия родная», «Дни боевой славы», «Награды –героям», «Дети герои».
Чтение художественной литературы: «Солдатская шинель», «Солдатская школа» А. М. Анисимовой, «Солдат и пельмени» В. Н. Серебренников, «Победа» Трутнева Е., «Почему наша Армия всем родная», «Письмо» А. Ливанов, «Дозор» З. Александрова, «Землянка» А. Митяев, «На заставе» А. Барто, «Препятствие» Б. Никольский, «Что могут солдаты», «Главное войско» Л. Кассиль, «Чапаев впереди» А. Жариков. Просмотр видеофильмов, презентаций, иллюстраций, дидактического материала «Великая Отечественная война», «Российская геральдика государства».
Разучивание стихов песен и танцев, на военную тему.
Словесные игры «Аты-баты, шли солдаты», поговорки, считалки.
Дидактические игры «Пазлы», «Кем быть», лото «Военная техника», «Солдаты и оружие», «Подбери пару» сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Солдаты», «Пилоты», «Военная медсанчасть». Педагог, дети и родители.
Подбор научно-популярной и художественной литературы, картин, изображений
Подбор презентаций по теме.
Подбор дидактических, словесных и интегративных игр.
3. Исследовательский (апрель)
Цель: сбор информации и фотоматериала по теме проекта, исследование, обработка материала.
Задачи:
1. Установить взаимодействие с семьями воспитанников и обучающихся
2. Создать банк фотографий и биографических материалов
Рассматривание и изучение фотографий и биографии солдат.
Экскурсия к памятнику погибшим воинам с возложением цветов.
Педагоги, дети и родители.
Поиск семей, члены которых имели отношение к событиям ВОВ, служили в Российской Армии. Сбор информации.
4. Продуктивный (май)
Цель: создание альбома «Страницы воинской славы»
Задачи:
1. Развивать художественно творческие способности детей и родителей при оформлении страниц альбома.
2. Привлекать детей и родителей к продуктивной деятельности при создании рисунков и поделок для участия в выставке «День Победы», в фестивале-конкурсе «Смуглянка»
3. Развивать музыкальные и речевые способности при подготовке к концерту, посвященному Дню Победы. Участие детей в оформлении страниц альбома.
Организация выставки детских рисунков и поделок «День Победы»
Праздничный концерт «Этот День Победы» с приглашением гостей и ветеранов. Педагог, дети и родители.
Создание альбома.
Изготовление поделок и рисунков по теме.
Разучивание стихов песен и танцев, на военную тему.
7. Результативность
• Созданы условия для приобщения детей к героическому прошлому России, её воинским традициям, ознакомлению с современными Вооруженными Силами, а именно (в соответствии с ФГОС ДО) :
1. Психолого-педагогические : в ходе проектной деятельности осуществляется социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста, их приобщение к общественно значимым событиям, усвоение нравственно-патриотических основ современного российского общества. В то же время происходит процесс индивидуализации образовательной деятельности, так как в основе проекта лежат не только общеизвестные, часто абстрактные для детей события, факты, биографии, но и социально значимые для участников проекта (история своей семьи, семьи друзей, биографии родственников, земляков).
2. Кадровые: в ходе проектной деятельности педагоги повысили свою профессиональную компетентность: в общении с родителями, с детьми, с ближайшим социумом; обновили собственные представления о событиях Великой Отечественной войны и современной Российской армии.
3. Материально-технические: в творческой деятельности при реализации проекта педагоги был обновлен наглядный и дидактический материал методического кабинета, созданы каталоги дидактических, словесных и интегративных игр, обновлены библиотека художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию, видеотека и фонотека.
• У детей сформированы элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны о героях, памятных датах и воинских ритуалах.
• Расширены представления детей о современной Российской Армии и ее воинских традициях.
• У детей, родителей и педагогов состоялся опыт поисковой деятельности нравственно-патриотического содержания;
• В результате проектной деятельности созданы продукты совместного творчества: альбом «Страницы воинской славы», праздник «Этот День Победы»
В начале в проектной деятельности участвовали только педагоги, дети и родители дошкольного звена. Затем к проекту присоединились учителя начальной школы, учащиеся и их родители. Как обычно, из загруженности родителей участников было не так уж много. Зато участники, особенно дети с удовольствием рассказывали о своем папе, брате или дедушке.
9. Продолжение проекта
• Посещение музея г. Байкальска
• Посещение музеев и выставок боевой славы в г. Слюдянка, г. Иркутск.
• Создание коллекции семейных видео- и фотоматериалов с памятных мест и мест боевой славы в других городах России.
• Продолжение работы над альбомом «Страницы воинской славы»