Наталья Алексеева
Педагогический проект «Страна игрушек» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение
детский сад № 16 "Золотая рыбка"
Педагогический проект
«Страна игрушек»
для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Группа: младшая
Воспитатель: Алексеева Н. С.
пгт Прогресс
2019 г.
Содержание проекта
I. Паспорт проекта…. …. 3
II. Актуальность проекта…. …. 4
III. Аннотация проекта…. …. …. …. 4
IV. Постановка проблемы…. …. 4
V. Новизна проекта…. …. 4
VI. Практическая значимость…. ….…. 4
VII. Участники проекта…. 5
VIII. Стратегия достижения поставленных задач…. ….….5
Публикация «Педагогический проект „Страна игрушек“ для младших дошкольников» размещена в разделах
IX. Этапы реализации проекта…. 5
1. Подготовительный этап (сентябрь) .…5
2. Основной этап (октябрь-март) .….5
3. Заключительный (апрель). …. 6
X. Прогнозируемый результат…. 7
XI. Механизм выполнения проекта…7
Список литературы…. 8
Приложения
«Кто не знает своего прошлого –
тот не имеет будущего».
Пословица
I. Паспорт проекта
1. Наименование проекта «Страна игрушек»
2. Разработчик проекта Воспитатель младшей группы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 16 «Золотая рыбка»
3. На какую возрастную группу нацелен проект. Проект нацелен на детей младшего дошкольного возраста.
4. Цели и задачи проекта. Цель проекта: Знакомить детей с народными игрушками и их предназначением, формировать у детей интерес к народной культуре.
Задачи проекта:
1. Давать детям представление о русских народных игрушках.
2. Знакомить с традиционными и нетрадиционными техниками художественного творчества (рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, работа с соленым тестом).
3. Знакомить детей с фольклором посредством русских народных игрушек.
4. Развивать познавательные способности, воображение, фантазию, интерес к народным игрушкам у детей.
5. Развивать коммуникативные навыки у детей.
6. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности.
7. Организовывать сотрудничество с родителями, создавать условия для их участия в образовательно-творческом процессе, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Воспитывать отзывчивость, умение работать коллективно.
5. Сроки реализации проекта Сентябрь - апрель
6. Форма реализации
проекта Беседы; организация НОД; мини-выставки; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры; консультации для родителей.
7. Тип проекта. Информационно – познавательный, творческий проект.
8. Участники проекта. Дети, родители, педагоги МДОБУ №16.
II. Актуальность
Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, неваляшками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки.
Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с народными игрушками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Страна игрушек»
III. Аннотация проекта.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, воспитателей и родителей.
При реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
IV. Постановка проблемы
Недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах, функциональном назначении игрушек.
V. Новизна проекта заключается в интеграции содержания образовательных областей познавательного и художественно-эстетического развития, используются возможности ИКТ.
VI. Практическая значимость: в разработке рекомендаций по составлению, проведению занятий, игр, бесед для детей дошкольного возраста и созданию картотеки, которые смогут применять в своей работе воспитатели независимо от реализуемых ими образовательных программ.
VII. Участники проекта:
• Воспитатель
• Дети
• Родители
VIII. Стратегия достижения поставленных задач.
Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа:
IX. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (сентябрь).
Цель: Работа по повышению образовательного уровня участников проекта.
1. Определение педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата; работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды (создание мини-музея «Русская народная игрушка», подборка аудиозаписей, видеотеки; подбор художественной литературы; подбор иллюстраций, альбомов по теме проекта; подготовка материала для художественного творчества.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
II. Основной этап (октябрь - март).
Цель: Организация эффективной работы по решению задач проекта
1. Беседы:
• «Деревянные русские народные игрушки»
• «О музыкальных игрушках (дудочке, погремушке, деревянной ложке)»
• «Любимые игрушки».
• «В какие куклы играли наши бабушки?»
• «Что такое ярмарка?»
• «Зачем нужны игрушки?»
• «Из чего сделаны игрушки?»
• «Как мы весело играем»
• «Будем беречь игрушки»
2. Непосредственная образовательная деятельность:
• «Башенка для матрёшки»
• «Погремушка для куклы-неваляшки».
• «Куклы-неваляшки»
• «Украсим матрёшкам сарафаны»
• «Украсим лошадку»
• «Неваляшки – яркие рубашки»
• «Дымковский козлик»
• «Русская народная игрушка – матрёшка»
• «Знакомство с дымковской игрушкой»
• «Петрушка-весёлая игрушка»
• «Мы милашки-куклы-неваляшки»
• «Матрёшки танцуют»
3. Консультации для родителей
• «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника»
• «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка»
• «Игры с матрёшками»
4. Мастер-классы для родителей
• «Кукла-пеленашка»
• «Изготовление игрушек и кукол для музея русских народных игрушек»
5. Игры
Дидактические игры: «Что умеет неваляшка», «Собери пирамидку», «Собери матрёшку», «Найди по описанию», «Один-много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Четвёртый – лишний», «Кто спрятался?», «Найди игрушку из глины (дерева)»
Сюжетно-ролевые игры: «В гости к матрёшке», «Колыбельная для куклы-пеленашки», «Семья», «Кукла заболела», «В гости к бабушке», «Магазин игрушек»
Подвижные игры: «Пузырь», «Котя, котенька, коток», «Гуси-гуси», «Догони матрёшку», «Подарки», «Ходит Васька кот», «Спрячь игрушку», «Найди погремушку», «Догони мяч», «К игрушке, беги»
Пальчиковые игры: «Игрушки», «Матрёшки», «Дудочка», «Идёт коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки» и другие.
Хороводные игры: «Каравай», «Матрёшки», «Карусель»
6. Театрализованная деятельность:
• Обыгрывание потешек с использованием народных кукол (Петрушка, перчаточные куклы и др.)
• Инсценировка русских народных сказок
• Настольный театр «Петрушкины игрушки»
7. Чтение художественной литературы
А. Барто стихотворения из цикла «Игрушки», «Кукла»; М. А. Пожарова «Свёрнута из тряпки кукла у Параши»; Г. Заславская «Есть иголка у меня»; В. Берестов «Больная кукла»; Ч. Янчарский «Приключения Мишки Ушастика («В магазине игрушек»)»; З. Петрова «Наши игрушки»; Л. Толстой «Была у Маши кукла»
Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и др. Чтение потешек.
8. Чтение и заучивание стихов, потешек, песен об игрушках
9. Рассматривание иллюстраций
Альбомы: «Русская народная игрушка», «Матрёшки», рассматривание иллюстраций с изображениями дымковских игрушек, просмотр презентаций «Дымка», «Матрёшки», иллюстрации «Как делают матрёшки», «Как делают дымковские игрушки»
10. Художественное творчество:
• Раскраски по теме «Народная игрушка»
• Лепка «Бусы для матрёшки»
• Рисование «Погремушки»
• Конструирование «Домик для матрёшки»
• Творческая мастерская: украшение пластилиновых основ – матрёшек крупами, роспись дудочек, выбор лоскутков для изготовления кукол-пеленашек, рисование дымковской игрушки (роспись силуэтов)
11. Слушание музыкальных произведений
• Слушание народных песенок, колыбельных
• Слушание музыкального произведения «Мы, милашки, куклы-неваляшки»
III этап – Заключительный (апрель).
Цель: обобщение и распространения опыта
1. Организация выставки работ детей
2. Музей в ДОУ «Царство игрушек»
3. Открытое итоговое мероприятие на МО «Игрушки из русской избушки»
X. Прогнозируемый результат:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
2. Формирование первоначальных знаний о народных игрушках: матрешках, пирамидках, неваляшках, свистульках, деревянных лошадках, дымковских игрушках;
3. Расширение кругозора детей;
4. Знакомство с народными играми, хороводами, простейшими приемами игры на ложках, свистульках;
5. Рост речевой активности детей в разных видах деятельности;
6. Повышение активности родителей в совместной творческой деятельности с детьми;
7. Оформление выставки родительско-детского творчества;
8. Создание музея в детском саду «Царство игрушек».
XI. Механизм выполнения проекта
Ресурсы проекта:
1. МДОБУ детский сад №16 «Золотая рыбка», является основным ресурсом в реализации проекта, т. к. в ДОУ имеется методическое обеспечение, квалифицированные кадры, способные реализовать идеи проекта.
2. Родители;
4. Библиотека;
5. Интернет.
Материально технические ресурсы:
Pазвивающая среда в группе
Бюджет проекта.
Наименование Общая сумма Основной источник Другие источники финансирования
Приобретение и изготовление наглядного и демонстрационного материала, дидактических пособий
1000
Воспитатель 1000
___
Литература 500 Воспитатель
500 ___
Итого: 1500 1500 ---
Перспективы дальнейшего развития:
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями, в качестве руководства по организации образовательной деятельности дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Страна игрушек» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей интерес к истории народного творчества, уважения к людям труда; умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах; развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
Реализация проекта позволяет не просто зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, но и привить уважение к истории России, пополнить предметно-развивающую среду
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду (текст): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Виноградова Н. А., Панкова Е. А. – М. : Айрис-пресс – Синтез, 2008, 208 стр.
3. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность – М. : ТЦ Сфера, 2009, 128 стр.
4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир – М. :ТЦ Сфера, 2009, 128 стр.
5. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений – М. : ТЦ Сфера, 2009, 128 стр.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: учебно-методическое пособие – М. : ИД Цветной мир, 2012, 144 стр.
7. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Осень золотая (книга для педагогов и родителей) – М. : ИД Цветной мир, 2013, 96 стр.
8. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. Зима-чародейка (книга для педагогов и родителей) – М. : ИД Цветной мир, 2013, 96 стр.
9. Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду – М. : Линка -Пресс, 2008, 256 стр.
10. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) – М. : Линка -Пресс, 2005, 136 стр.
11. Янушко Е. А. Аппликации с детьми раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006, 64 стр.
12. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006, 80 стр.
13. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2005, 64 стр.
+