Ольга Купова
Педагогический проект «Сколько времени, скажи? Посмотрите на часы!» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Сколько времени, скажи? Посмотрите на часы!» для детей подготовительной к школе группе. Составила : Купова Ольга Германовна. г. Калининград, 2020г.
Пояснительная записка
«Потерянную минуту не может вернуть даже сама вечность.»
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Актуальность. Время –это единственный невосполнимый ресурс у человека. Использовать максимально эффективно и бережно –важнейшая сторона человеческой жизни.
Публикация «Педагогический проект „Сколько времени, скажи? Посмотрите на часы!“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени. Чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.
«А через сколько придёт мама?», «А когда мы пойдём на улицу?», «А сколько нам осталось гулять?», «А во сколько мы будем кушать?», «А сколько сейчас времени?». Как часто мы слышим такие вопросы от наших воспитанников. Казалось бы, обычные вопросы и взрослый легко может дать на них ответ. Вот мы и отвечаем: «Через 15 минут», «В час». Для взрослых всё просто и понятно. Но, что понятно ребёнку? Что для него значит 15 минут? Задавшись этими вопросами, мы решили узнать, есть ли у детей интерес к часам и потребность в знаниях о времени и часах.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Ко всем требованиям, которым приучает ребенка школа, его надо готовить в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навыки регуляции деятельности во времени.
Проблема: Почему взрослые всегда нас торопят,и как они определяют, когда нужно что-то делать (гулять, идти в сад, ложиться спать, когда закончиться сон-час? Что значит потерять время? Все эти вопросы привели к одному единственному выводу. Вывод: нужно научиться пользоваться часами и понимать время.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы «Непоседы» (5-7 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
Длительность : краткосрочный
Цель проекта: формировать знания детей о временных рамках при использовании различных моделей часов. Научить детей определять время на часах и развивать чувство времени.
Задачи проекта:
Обучающие:
-Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
- Познакомить детей с различными видами часов и их классификацией
По размерам и портативности: карманные, наручные,настольные, настенные, напольные, башенные.
По механизму измерения: солнечные, песочные, водяные, механические, кварцевые, электронные, атомные.
По субъективному признаку: детские, женские, мужские.
- Учить детей определять время по часам со стрелками (различать длительность временных интервалов в пределах 1, 5 минут, 1 час).
Развивающие:
- Развивать чувства времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом;
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к часам.
-Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам через понимание того, что они дарят свое внимание, время при общении.
- Активизировать участие родителей в творческой, познавательной практической областях жизни ДОУ.
Предполагаемый результат:
Дети научатся определять время по часам и понимать необратимость времени.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Содержание проекта
I этап подготовительный (организационный)
- Изучение познавательной и методической литературы, интернет рессурсов, сбор информации по темам: «История часов», «Виды часов» и т. д.
-Консультации с методистом Гончарук Людмилой Александровной и старшим воспитателем Денисюк Светланой Владимировной.
- Подготовка предметно-развивающей среды в группе (Подбор художественной литературы, создание и подбор наглядно-дидактического материала, разработка
- Работа с родителями по активизации и вовлечению в изучение предложенной темы.
II этап. Основной (практический)
Образовательные области. Компоненты образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
-«Что я знаю о часах?» (постановка проблемы)
- «Как появились часы и какими они бывают?»
Сюжетно-ролевые игры:
- «В магазине часов» (включение сюжетной линии в сюжетные игры)
- «Фабрика часов»;
- «Часовая мастерская»;
Познавательное развитие
Дидактические игры:
- «Поставь стрелку на часах»;
- «Точное время»;
- «Правильное время»;
- «Определи который час» и т. д.
- Сложи картинку «Часы»;
- игра-пазл «Время»;
Просмотр слайд-презентации «Время и часы»,
«Как определить время по часам»,
«Самые невероятные и удивительные часы в мире»
Просмотр «Сказка о потерянном времени», «Ключи от времени»
Просмотр мультфильмов : «Фиксики : История вещей. Часы», «Не теряйте времени!», серии из познавательной программы «Шишкин лес»
Эксперимент «Песочные часы»
Эксперимент «Солнечные часы».
Речевое развитие
Чтение и беседы по худ. произведениям:
Сказка «Часы с кукушкой» Софья Прокофьева,
Сказка «Часы и время» Ирис Ревю,
Сказка «Заколдованные часы» Семенова Кристина
«Сказка про часы и время» (журнал «Семья и школа», 1971г.)
Пословицы и поговорки (про минуту, про час, про время).
Загадки по теме.
Заучивание и прослушивание стихотворений («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»).
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Необычные часы».
Конструирование «Циферблат».
Рисование «Часы-мечты».
Поделка «Мои наручные часы».
Прослушивание Й. Гайдн. Симфония №101 ре мажор ("Часы", вторая часть (фрагмент, звуков различных часов, звуков будильника, мелодии-рингтон
Физическое развитие
Подвижные игры: «Часы пробили ровно час» (со скакалкой,
«Веселые минутки»
«Живые стрелочки»
«Бой курантов»
"Раз, два, три, точно время покажи!»
Физминутки: «Часы», «А часы идут-идут», «Часики», «Утро-день-вечер-ночь».
Зарядка: «Часы».
Пальчиковая гимнастика: «Часы».
Работа с родителями
- Творческая работа «Мои часики» (модель часов)
- Консультация «Как научить ребенка определять время», папка-передвижка «Мои часы»
- Создание и оформление мини-музея «Коллекция часов».
- Домашний эксперимент «Песочные часы».
III этап. Заключительный
- Выставка детских работ (подведение итогов).
- Мини-музей «Коллекция часов».
- Папка-энциклопедия «Часы».
IV этап. Анализ работы
- Подведение итогов проделанной работы.
- Оценка достижения поставленных целей и задач.
Ожидаемые и полученные результаты.
Овладение детьми элементарных понятий о ценности времени.
Дети научились определять время на часах с интервалами (1-5 минутными, и часовыми.
Повысился интерес к изучению видов часов, изобретениям необычных, уникальных часов.
Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Семья.
Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей и родителей.
Обновление предметно-развивающей среды группы (подборка настольных игр, игровой материал, наглядный материал, художественное слово, изготовление макетов часов
)