Рощина Ирина
Педагогический проект «Семейный клуб «Вместе веселее»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Семейный клуб «Вместе веселее»
Рощина И. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7»
Берегите друг друга, добротой согревайте! Берегите друг друга, обижать не давайте. Берегите друг друга, суету позабудьте, И в минуту досуга, рядом вместе побудьте! (О. Высоцкая)
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект „Семейный клуб „Вместе веселее“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно - образовательную микросреду – образовательное пространство. Семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве.
Практика работы в дошкольном учреждении убеждает в том, что в настоящее время все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и в образовательном учреждении. Мы, педагоги, нередко жалуемся на то, что родители не уделяют своему ребенку должного внимания. Родители, в свою очередь, жалуются на то, что их ребенок не получает того, что ожидали от детского сада они. Срабатывает стереотип: воспитатели считают, что родители должны помогать в осуществлении идей реализуемой программы воспитания и развития ребенка, а родители считают: мы отдаем ребенка в детский сад – вы его и воспитывайте. Дошкольное учреждение принимает это как социальный заказ, при этом испытывая трудности при взаимодействии с родителями. Все это происходит на фоне все возрастающего стремления родителей, с одной стороны, дать своему ребенку все самое лучшее и желания ДОУ не отставать от инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования – с другой.
Одной из задач ФГОС ДО является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.
Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах подготовки к обучению в школе, воспитания и развития детей мы разработали педагогический проект «Семейный клуб «Вместе веселее».
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе веселее» представляет собой интересную современную модель работы по поддержке образовательных инициатив родителей. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вид проекта : практико - ориентированный
Срок реализации проекта : долгосрочный, годичный
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; поддержка образовательных инициатив родителей, как участников образовательного процесса в детском саду, через деятельность семейного клуба «Вместе веселее»
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям, повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Вовлечь родителей в совместный образовательный процесс с детьми для активизации и поддержки их творческого потенциала, интереса к жизнедеятельности детей в группе и в детском саду.
3. Установить конструктивные партнерские взаимоотношения педагогов с родителями, родителей с ребенком через деятельность семейного клуба «Мы вместе».
Участники проекта : воспитатели, родители, дети второй младшей группы.
Место реализации: МБДОУ город Курган «Детский сад комбинированного вида № 7 «Кораблик»
Новизна и результативность проекта
Новизна - формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи на основе деятельности семейного клуба «Вместе веселее»
Результативность - активное участие и заинтересованное отношение родителей к жизнедеятельности группы и детского сада.
Ожидаемый результат:
Для педагогов и родителей
1. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
2. рост творческой активности, интереса родителей к жизнедеятельности группы, детского сада, через совместное взаимодействие в образовательном процессе с детьми;
3. установление конструктивных партнерских взаимоотношений педагогов с родителями, родителей с ребенком через деятельность семейного клуба «Мы вместе»
4. разработка методических материалов по реализации проекта;
Для детей:
Интересное и содержательное общение детей с близкими родственниками разных поколений поможет сформировать у детей младшего дошкольного возраста представления о социальных явлениях, воспитать уважение и бережное отношение к семейным традициям.
Алгоритм взаимодействия:
• Разработка тематического плана работы семейного клуба «Мы вместе».
• Создание системы мероприятий по организации досуга для родителей и воспитанников.
• Работа семейного клуба проводится в помещении детского сада 1 раз в месяц.
• Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т. е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (август) предусматривает следующие формы работы с родителями:
•анкетирование родителей по выявлению потребностей и интересов родителей в области воспитания и развития ребенка;
•обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба «Вместе веселее»;
•разработка перспективного плана совместных мероприятий с педагогами и родителями, подготовка к проведению мероприятий.
Календарно-тематический план работы клуба
Темы Задачи Содержание
Сентябрь Ток-шоу «Безопасность детей в наших руках» Помочь родителям формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере безопасности. Закрепить знания детей правильно и безопасно вести себя дома и на улице.
Театральное представление сказки «Пожар в лесу»
Просмотр фильма «Пожарная безопасность»
Октябрь О пользе игры и физкультуры для социального взросления ребёнка. Побудить родителей к неформальному общению; снять эмоциональное напряжение; обратить внимание родителей на важность подвижных игр и физкультуры для социального взросления ребенка.
Проведение подвижных игр и утренней гимнастики с детьми и родителями.
Ноябрь Праздник "Многодетная семья"
Человек без братьев и сестёр – одинокое дерево Распространить среди родительской общественности наилучший семейный опыт. Способствовать укреплению у детей чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к ее членам. Воспитывать участие, отзывчивость и сотрудничество.
Презентации, газеты «Моя большая семья»
Февраль Игры в семье на познавательные темы или домашняя подготовка к школе в играх «на ходу»,
готовим руку к письму. Познакомить с играми, в которые можно играть с детьми дома по подготовке к школе. Познакомить с приёмами, пособиями, раскрасками и тетрадями для развития тонкой моторики руки дошкольника. Памятка для родителей «Игры на развитие познавательных процессов»
Выставка рисунков «Как я представляю себя в школе».
Апрель Каков ваш ребенок в дружбе со сверстниками.
Обмен родительским опытом по оказанию помощи ребенку в поиске друзей и поддержании дружеских отношений со сверстниками; подвести родителей к тому, что эмоциональный опыт ребёнка связан с тем, что взрослый помогает ему лучше понимать самого себя и свои переживания. Выставка детских рисунков «Мои друзья».
Май Семейные традиции как источник поддержки душевных и эмоциональных сил на пороге школы. Обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство школьной жизнью ребенка; показать как семейные традиции могут улучшить контакт взрослых членов семьи и ребенка (опыт многодетных семей).
Выставка детских рисунков «Моя семья»
II. Основной этап. Практический (сентябрь - май).
В ходе основного этапа реализации проекта в МБДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением воспитателей, специалистов детского сада, детей и родителей.
III. Заключительный этап. Подведение итогов социального партнерства (май).
Проведение анализа и презентация итогов проделанной работы, определение перспектив. Анкетирование на предмет выявления уровня удовлетворенности родителей взаимодействием семьи и ДОО, качеством предоставляемых услуг. Награждение наиболее активных участников проекта в различных номинациях.
Каждое занятие клуба имеет свою форму организации, свою «изюминку».
В сентябре первая встреча: «Ток-шоу «Безопасность детей в наших руках». В начале шоу дети и родители при помощи чудесной коробочки разделились на 3 команды (красные, желтые и зелёные). В ходе шоу проводились конкурсы: «Безопасность на дорогах», «Не всякий встречный - друг сердечный». Родители с интересом играли вместе с детьми в игры : «Красный, жёлтый, зелёный», «Знакомый, свой, чужой». Была проведена литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - дети и родители вспоминали сказки, где были нарушены правила безопасности жизнедеятельности, которые привели к печальным последствиям («Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д.). Под загадочную музыку появлялся чёрный ящик, всем пришлось подумать и отгадать, что находилось в нем. Изюминкой шоу было театрализованное представления «Пожар в лесу». Завершая встречу, посмотрели совместно видеофильм «Пожарная безопасность». Родителям раздали памятки «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
В октябре второе заседание клуба «О пользе игры и физкультуры для социального взросления ребёнка». Мероприятие получилось спортивно – музыкальное и приурочено к празднику «День матери». Развлечение проходило в дружественной обстановке. Мамы с удовольствием выполняли предложенные задания и упражнения со своими детьми: «Марафонский забег», «Веникобол», «Мотальщики», «Узнай своего ребёнка». Дети пели и танцевали для мам. Все участники получили заряд бодрости и положительных эмоций. Семьи изготовляли газеты «Здоровый образ жизни», а одна семья приготовили презентацию и выступили на празднике. Дети подарили мамам подарки, а мы памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей. Так же в родительском уголке была помещена консультация «О пользе игры и физкультуры для социального взросления ребёнка» и папка передвижка «Азбука здоровья».
В нашем Детском саду очень много семей, где трое, и даже более, детей! Именно поэтому, 28 ноября был организован и проведен удивительный праздник «Многодетные семьи» под девизом «Человек без братьев и сестёр – одинокое дерево». Многодетные семьи нашего детского сада самопрезентировали свои семьи, рассказывали о своих традициях и обычаях. Мы играли, отгадывали загадки, делали зарядку под музыку. Был проведён мастер класс «Лепка из глины «Зайчик». И в заключение одна из участниц исполнила песню. Были представлены газеты, вязаные вещи, поделки из глины. Со стороны родителей была видна заинтересованность, доброжелательность, отзывчивость. В память о встрече мы вручили благодарственные письма, а дети забрали своих «Весёлых зайчиков».
В феврале по теме «Игры в семье на познавательные темы или домашняя подготовка к школе в играх «на ходу», готовим руку к письму». Была предложена консультация для родителей «Игры, в которые можно играть с детьми дома по подготовке к школе». В вечернее время знакомили родителей с играми, пособиями, раскрасками и тетрадями для развития тонкой моторики руки дошкольника, предлагали родителям поиграть с детьми в настольные игры. Была организованна выставка детских работ «Как я представляю себя в школе». Использовался раздаточный материал в виде памяток и методической литературы «Игры на развитие познавательных процессов», «Говорю с ребёнком … на языке игры» в которой предлагается родителям отправиться вместе с ребёнком в увлекательный мир игровых путешествий.
Заседание семейного клуба на тему : «Каков ваш ребенок в дружбе со сверстниками». Дети вместе с родителями стали участниками игры «Остров», в которой они столкнулись с различными трудностями и препятствиями, такие как: «Болото», «Кольца силы», «Волшебные превращения», «Пещера», «Ковёр- самолёт». После каждого препятствия команды брались за руки и произносили ритуал сплочения. Заключительный этап «Кувшин с буквами» создание условий для группового успеха выкладывание слова «Дружба». Подвести итог нашей встречи нам помогла чаша с ракушками и камнями волшебного острова, детям предлагалось взять на память ракушку или камешек который поможет им справляться с любыми трудностями в реальной жизни. А родителям подарили буклеты «Ребёнок в общении со сверстниками».
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить время, пробуждают у родителей интерес к уровню зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
В итоге получили высокую оценку своей деятельности в рамках работы Клуба со стороны родителей.
В заключение хотелось бы отметить, что данная форма работы дала нам возможность сплотить родителей, детей группы. Поэтому необходимо уделять особое внимание нетрадиционным формам сотрудничества с семьями воспитанников, которые способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.
Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут здоровыми, добрыми, инициативными и творческими, а родители во всём будут им помогать и уделять им больше времени.