Оксана Щеглова
Педагогический проект «Расти здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
«Расти здоровым»
Тема проекта
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий
Автор проекта
Щеглова Оксана Евгеньевна
Публикация «Педагогический проект „Расти здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Место реализации проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Проблема, на решение которой направлен проект
Недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью здоровьесберегающих технологий.
Цель проекта
Сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Задачи проекта
• Формировать у воспитанников понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям через использование здоровьесберегающих технологий.
• Повысить родительскую компетентность по вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
• Изучить современные здоровьесберегающие технологии, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.
• Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение для внедрения и реализации данных технологий;
Участники проекта
Педагоги ДОУ Дети Родители
Сроки реализации проекта
Среднесрочный – 5 месяцев
с 11.01.2016 по 31.05.2016
Ожидаемые результаты
Дети:
• Приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков, направленных на укрепление здоровья, понимание значимости здорового образа жизни.
• Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Родители:
• Повышение компетентности родителей по физическому развитию дошкольников, формирование здорового образа жизни в условиях семьи через использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников.
• Привлечение родителей к участию в совместных образовательных проектах, к обогащению предметно-развивающей среды (изготовлению наглядных пособий, атрибутов, игр).
Педагоги:
• Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
• Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ.
2. Актуальность
[/b]
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В. А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких - и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, С. А. Козлова, О. Л. Князева, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова и др.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
3. Анализ ситуации
Анализ внешней среды
Благоприятные факторы
Политические
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 01.09. 2013г.
Неблагоприятные факторы
Не хватает дошкольных учреждений
Нехватка педагогических кадров
Экономические
Благоприятные факторы
Стимулирование работников дошкольного образования
Гранты Главы Чувашской Республики лучшим педагогам
Доплата молодым специалистам - педагогам
Неблагоприятные факторы
Небольшая заработная плата работников дошкольного образования
Социальные
Благоприятные факторы
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Чувашской Республике
Сопровождение образовательной деятельности дошкольников специалистами ДОУ
Неблагоприятные факторы
Малоподвижный образ жизни.
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.
Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.
Большой процент детей при рождении с врожденными патологиями.
Анализ внутренней ситуации
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» / науч. рук. Л. А. Парамонова. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2015г., в направлении «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Потребность в двигательной активности на основе «мышечной радости». Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Поэтому наш коллектив детского сада стоит над решением проблемы: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью здоровьесберегающих технологий. нет заинтересованности в проблеме взрослых.
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.
Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Это означает, что сотрудникам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
4. Цели и задачи проекта.
Цель проекта Сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Задачи
проекта • Формировать у воспитанников понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям через использование здоровьесберегающих технологий.
• Повысить родительскую компетентность по вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
• Изучить современные здоровьесберегающие технологии, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.
• Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение для внедрения и реализации данных технологий.
5. Участники проекта:
1. Воспитанники ДОУ
2. Родители воспитанников
3. Воспитатели
4. Инструктор по физической культуре
5. Музыкальный руководитель
6. Учитель-логопед
6. Ресурсы проекта
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования".
Программно-методическое обеспечение:
Комплексная программа:
Парамонова Л. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
Парциальные программы:
1. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М. : Аркти, 2004.
2. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» примерная парциальная образовательная программа / Махалова И. В. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л. И, Пензулаева. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Материально-технические ресурсы:
• физкультурный зал,
• спортивная площадка
• музыкальный зал,
• игровые площадки ДОУ,
• музыкальный центр,
• фонотека,
• дидактические игры,
• разнообразный материал для организации двигательной деятельности.
Информационные ресурсы:
• информационные стенды для родителей,
• официальный сайт ДОУ,
• презентации и видео презентации.
7. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
Педагоги 1. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
2. Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ.
Дети 1. Приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков, направленных на укрепление здоровья, понимание значимости здорового образа жизни.
2. Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Родители 1. Повышение компетентности родителей по физическому развитию дошкольников, формирование здорового образа жизни в условиях семьи через использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников.
2. Привлечение родителей к участию в совместных образовательных проектах, к обогащению предметно-развивающей среды (изготовлению наглядных пособий, атрибутов, игр).
Критерии оценки эффективности
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей с ОВЗ, осуществляется на основе общепринятых критериев:
- снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- улучшение физического развития;
- устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- позитивные сдвиги в эмоциональной и познавательной сферах;
- улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания.
Критерии для оценки эффективности по организации здоровьесберегающей деятельности: для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма воспитанников реализуются различные подходы и методы: наблюдение, тесты, тест-анкеты для педагогов ориентированной оценки риска нарушений общего здоровья детей, риска сколиоза и других нарушений осанки, анкета для педагогов «Оценка психологического состояния детей», карта наблюдений для воспитанников «Изменения в состоянии здоровья воспитанников».
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
8. Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект направлен на совершенствование технологий управления работой с одаренными детьми, так как именно они нуждаются в особой поддержке и помощи. Кроме того, внедрение инноваций в управляющую систему образовательного учреждения будет способствовать его дальнейшему развитию. В перспективе возможно обобщение опыта применения новой технологии управления системой работы с одаренными детьми с целью повышения эффективности и качества образования.
Здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка правильную мотивацию здорового образа жизни и полноценного развития. Таким образом, на сегодняшний день здоровьесбережение является одной из самых перспективных систем в дошкольном образовании, включающих в себя совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без потерь для их здоровья. Созданная в детском саду система здоровьесбережения позволит ставить цели и решать задачи всестороннего развития социальноактивной, творческой личности.
Следствием более глубокого внедрения здоровьесберегающих технологий в работу ДОО, станет формирование навыков здорового образа жизни детей, педагогического коллектива и родителей. Более тесное взаимодействие специалистов дошкольной организации в вопросах проведения физкультурно-оздоровительной работы служит наибольшему проявлению толерантности всех участников образовательного процесса. В принципы работы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, внесены более глубокие научнометодические подходы, которые способствуют созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, не только в ДОО, но и в семьях воспитанников.
В перспективе создание спортивной экологической «Тропы здоровья».
Я планирую продолжать проводить работу по данному направлению, а именно систематизировать и конкретизировать ее.
9. Список используемой литературы
1. Борисова,Н. Н. Организация оздоровительной работы с детьми и родителями. // Медработник ДОУ, №8, 2010г., с. 62-65.
2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. — М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Коняева Л. Будь здоров, малыш. // Дошкольное воспитание, №11, 2004. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
7. Крылова Н. И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год. 1. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002.
8. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л. И, Пензулаева. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
10. Подольская Е. И., Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008г.
11. Рябышева, О. И., Ленецкая, Л. А. Здоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 — № 1. — С. 22-25.
12. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
13. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
14. Хайдарова, Е. В. Влияние ДОУ и семьи на формирование здорового образа жизни дошкольника (Текст)/ Е. В. Хайдарова. // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №3. С. 83-84.
15. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание – 2011. — №5. – С. 28-33.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005.
17. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., «Айрис дидактика», 2007.