Елена Шартинова
Проект «Быть здоровым я хочу!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть здоровым я хочу!»
Актуальность
В общей системе физического развития детей двигательная деятельность занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Публикация «Проект „Быть здоровым я хочу!“» размещена в разделах
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Великая ценность каждого человека – здоровье. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели средней группы, решили запустить проект «Быть здоровым я хочу!». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Проблема:
Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Обоснование проблемы:
- неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель проекта :
Повысить стремление родителей и детей использовать двигательную деятельность для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта :
1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Заинтересовать родителей и детей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Вид проекта : Педагогический, познавательный, практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети и родители средней группы №10, воспитатели.
Срок реализации: 1 февраля 2017г-21 февраля 2017г
Поэтапное планирование реализации проекта :
Вид деятельности Сроки Ответственный
Организационный этап
Подбор методической и художественной литературы и иллюстративного материала по данной теме 1.02.17 педагоги
Подбор инвентаря по физическому развитию 2.02.17 педагоги
Подбор музыки для релаксации и отдыха 2.02.17 педагоги
Практический этап
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, Тувим Ю. «Овощи», Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», Крылов А. «Как лечили петуха», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», Прокофьев А. «Как на горке, на горе» К. Ушинский «Лекарство» 3.02.17г-10.02.17г педагоги
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» (Приложение №1)
6.02.17 педагоги
Проведение утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, «Дорожки «здоровья», физкультминуток, артикуляционных и пальчиковых игр, профилактических гимнастик (дыхательной, гимнастики, упражнений, направленных на сохранение правильной осанки, зрения профилактики плоскостопия). ежедневно педагоги
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о зож (Приложение № 2)
6.02.17-9.02.17 педагоги
Заучивание пословиц и поговорок про здоровье и спорт (Приложение № 3)
07.02.17 родители
Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Семья на прогулке», «Семья на отдыхе». 08.02.17-13.02.17г педагоги
Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание, «Полезно – вредно», «Вершки-корешки», «Угадай на вкус», «Скажи по-другому», «Чудесный мешочек», «Чистота - залог здоровья», «Что лишнее?», «Угадай по описанию». 09.02.17-13.02.17г педагоги
Экспериментальная деятельность:
- Значение воздуха для организма.
- Где прячутся микробы? 10.02.17 педагоги
Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья» 13.02.17 родители
Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье 13.02.17 педагоги
Соревнование для детей «Веселые старты»(Приложение №4) 14.02.17 педагоги
Изготовление физкультурного оборудования 14.02.17 родители
День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике 15.02.17 родители
Папка-передвижка «Как приучить ребенка к зарядке, «Игры с детьми зимой», «Правильное питание для детей» 16.02.17г педагоги
Беседы «О роли питания для здоровья», «Спорт - это сила и здоровье», «Зачем и как нужно закаляться?», «Что лучше - болеть или быть здоровым?». 13.02.17-17.02.17г педагоги
Изготовление альбомов: «Здоровое питание», «Картотека пальчиковой гимнастики», «Картотека подвижных игр» 16.02.17 родители
Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу» 14.02.17-15.02.17г педагоги
Игры-драмматизации:
«Медвежонок - спортсмен», «Айболит» 16.02.17 педагоги
Аппликация «Заготовки из овощей и фруктов» 20.02. 17 педагоги
Итоговый этап
Совместное развлечение с детьми и родителями «Постарайся угадать, чем листочек может стать». (Приложение № 5) 21.02.17 педагоги
Ожидаемые результаты:
1. Выработка у родителей представлений о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширение знаний родителей о физических умениях и навыках детей.
3. Создание активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Формирование у детей и родителей желания и стремления вести здоровый образ жизни в семье.
Прогноз возможных негативных последствий:
- низкая заинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье;
-недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
Список литературы:
1. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Разработано в соответствии ФГОС – СПб: «Детство-пресс» 2014.
2. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
3. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С. С. Прищепа, Москва 2009г.
4. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А. П. Щербак.
8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье». М., «Сфера»,2005.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации проекта были достигнуты определё нные результаты:
-создана предметно – развивающая среда по теме «Я здоровым быть хочу» (различные альбомы, физкультурное оборудование своими руками) ;
- сформированы устойчивые знания и интерес к своему здоровью;
- установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
Цель: научить ребенка заботится о своем здоровье.
- Вчера кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, и им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А. В, С, Д.
- В каких продуктах они содержаться и для чего они нужны.
Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Худ. Слово.
Никогда не унываю
И улыбки на лице
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говориться о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо – дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Приложение № 2.
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботится о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во – первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).
Во – вторых, это культурно – гигиенические навыки.
- Дети должны уметь правильно умываться.
- Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
Для закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского «Мойдодыр» и т. п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб – ужасно вредное животное,
Коварное и главное щикотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой – ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
- Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать нос и рот платком; есть только из чистой посуды).
- посчитайте, сколько раз в день вы моете руки?
В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.
- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
- Почему так говорят: «Береги здоровье с молоду».
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься.
- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В – четвертых, культура питания.
- обыгрывание ситуации «В гостях к Мишутке» и «Винни – Пух в гостях у кролика»,
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
Нельзя
- пробовать все в подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить живот во время еды
- есть много сладкого.
Нужно есть много овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
Потешки при умывании.
Водичка – водичка,
Умой мое личико,
Я кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы я была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть мое личико.
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся
Маме улыбаемся.
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывайся, грязь смывайся!
Приложение №3.
Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом – богат делом.
Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь.
Пешком ходить – долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение №4
Сценарий соревнования «Веселые старты»
Цель: воспитание у дошкольников ловкости, выносливости, осознанного отношения к необходимости
закаляться, заниматься спортом, есть полезную пищу, чтобы противостоять болезням.
Оборудование: Обручи, деревянные ложки, 4 картофелины, 2 мяча, два мешка, 2 султанчика,
мелкие игрушки, две корзинки с набором картинок («вредных» и «полезных»)
продуктов.
ХОД.
Ведущая:
Дорогие ребятки. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поиграть и посоревноваться. Но сначала я хочу задать вопрос. Скажите мне, пожалуйста, чем нужно заниматься, чтобы не болеть.
Дети: Физкультурой, играть в футбол, закаливанием, нужно ходить на прогулки, на экскурсии,
заниматься спортом, кататься на лыжах, на санках.
А сейчас я предлагаю участникам соревнования поприветствовать друг друга.
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Будем бегать, прыгать,
Спортом заниматься,
Чтоб в хорошей форме
Навсегда остаться.
1. Первое состязание «Эстафета с султанчиком»-добежать до обруча, положить туда султанчик, вернуться
обратно, задеть по плечу следующего участника, тот бежит, возвращается с султанчиком и все
повторяется.
Ведущая:
Следующее препятствие – ложка!
А в ложке – картошка!
До флажка добеги,
Картошку с ложки – не урони!
Задание для детей: пробежать дистанцию до ориентира, переложить картошку в ложку следующего
игрока, чья команда быстрее выполнит задание. А для чего нужен картофель? (кушать)
Ведущая:
Зачем человеку необходима пища? (для повышения выносливости и активности, для роста и развития,
для хорошего самочувствия, борьбы с болезнями).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3.«Полезные и вредные продукты»
Задание: Разложите по корзинкам вредные и полезные продукты.
4. Мой веселый, звонкий мяч.
Ведущая:
Загадаю я загадку, а вы отгадайте, о чем идет речь?
Его бьют, а он не плачет,
А все быстро, быстро скачет.
Задание для детей: пробежать вокруг ориентира с мячом, вернуться обратно, передать его следующему
игроку.
5. Прыжковые соревнования.
Задание для детей: дети прыгают в мешках до ориентира и обратно, передавая эстафету следующему игроку.
Ведущая:
Следующее препятствие – мешки:
Крепко ты мешок держи,
Прыгай, но не упади!
По окончании всех соревнований подводится общий итог. Определяется команда победителей.
Ведущая:
Вот подарок, детвора!
Яблоки, едим всегда!
Чтоб щеки розовели,
Чтоб лица, молодели
И конечно не болели,
С каждым годом здоровели!
Ведущая угощают всех участников соревнований яблоками.
Приложение № 5.
Физкультурное развлечение с родителями в средней группе «Постарайся угадать, чем листочек может стать».
Программное содержание:
1. Вызвать у детей и родителей интерес к выполнению физических упражнений с нетрадиционным предметом – листом бумаги.
2. Развивать координацию движений, способность поддерживать динамическое и статическое равновесие, ориентироваться в пространстве.
3. Доставить радость от выполнения занимательных физических упражнений.
Оборудование: лист бумаги, муз. сопровождение «Вместе весело шагать» Шаинского, «Барбарики».
Ход.
1. - Мы рады видеть родителей, которые нашли время поиграть со своими детьми. Оказывается, чтобы занять ребенка или привлечь его к двигательной активности не надо спешить в магазин, а можно использовать любой подручный материал. Это может быть обычный листок бумаги.
2. Вносят конверт с письмом от «Веселого ветерка» :
Я – веселый ветерок,
Шлю в подарок вам листок.
Интересно с ним играть!
Постарайся угадать,
Чем листочек может стать!
- Отправляемся в путь с волшебным листочком (листочки под мышкой, звучит музыка).
3. Начинается метель.
Крышу мы с тобой берем
И гулять пойдем!
Продолжаем движение, держа листок двумя руками над головой.
4. А теперь нам хочется потрогать снежинки – руки протягиваем перед собой, держим листок, чтоб не упал, шагаем не спеша.
5. Подул ветер, поднимает листочки, срывает их с головы, кружит по воздуху: подбрасываем листочек вверх и пытаемся его поймать.
6. После метели образовались сугробы, как нам их перейти? (стелем листочки друг за другом и идем по ним).
- Игра «Замри» (развитие равновесия). Дети ходят (не спеша бегают) между листочками, лежащими на полу. По сигналу встают на них, стараясь удержать равновесие.
Варианты усложнения упражнения: уменьшить площадь опоры, сложив листочек пополам; удерживать равновесие, стоя на листочке на одной ноге; удерживать равновесие, сохраняя какую – либо выразительную позу.
7. Вышло солнце и мы решили посмотреть, что же нас окружает. Для этого нам понадобится подзорная труба.
- Найди предметы зеленого цвета;
- Покажите на прямоугольные, круглые и т. д.
(дети находят предметы в подзорную трубу, скрученную из листочка бумаги).
8. А у меня вопрос к догадливым. Как можно перенести лист бумаги, зажатыми коленями.
Конкурс две команды – кто быстрее перенесет лист бумаги, зажатыми коленями.
9. Какую любимую детскую игрушку и в то же время физкультурное пособие можно быстро сделать из листа бумаги? – Мяч.
- Скомкаем лист бумаги и превратим его в «мяч».
- Подбросить и поймать двумя руками.
- Подбросить и поймать одной рукой.
- жонглируем с одной на другую руку.
10. Подведение итогов.
- Чем же был наш волшебный листок?