Людмила Глазырина
Педагогический проект «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Автор проекта:
Глазырина Людмила Леонидовна, педагог-психолог, первой квалификационной категории МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Исполнители:
• Педагог-психолог;
• Воспитатели подготовительной группы;
• Учителя начальных классов;
• Родители;
• Дети.
Публикация «Педагогический проект „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Заказчик проекта:
Администрация МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
База экспериментальной работы:
Подготовительная группа (22 дошкольника) детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Сроки работы по проекту:
Июнь 2010 г. - июль 2011 г.
I. Обоснование актуальности проекта
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).
Нормативно-правовая база:
Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовое положением о дошкольном образовательном учреждении, Устав ДОУ, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования с учетом требований ФГТ «Истоки», по которой работает наш детский сад.
Реализация основной общеобразовательной программы «Истоки» обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальной школе. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Она содержит систему оценки промежуточных и итоговых планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа «Истоки» устанавливает:
• необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса (по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей);
• сохранение психического здоровья воспитанников;
• мониторинг их развития;
• организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;
• обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан проект: «Психологическая готовность детей к школе».
Новизна: включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.
Цель проекта: исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и разработка коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
• Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
• Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
• Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
• Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
• Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностика детей;
3. Анкетирование родителей;
4. Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей;
5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
Доказательства необходимости разработки данной темы:
Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Обследование проводилось по диагностическому комплексу психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста / под научн. ред. Н. А. Толстовой. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006.
Обследование показало (Методика «Последовательность событий», что у детей недостаточно развито логическое мышление, возникают трудности при раскладывании серии картинок по порядку и составлении связного рассказа. Рассказы у детей получились в виде перечисляемых событий, беден словарный запас, наблюдается нарушение грамматического строя речи.
При обследовании вербальной памяти (Методика «10 слов») выявилось, что детям старшего дошкольного возраста достаточно трудно запоминать предъявленные слова без опоры на наглядность.
Проанализировав результаты обследования по методике «Матрицы Равена», можно сделать вывод, что большое количество неправильных ответов (36%) у детей не связаны с интеллектуальными трудностями, а возникают из-за нарушения внимания, его низкой концентрации, а также неумения планировать свою деятельность.
При обследовании предпосылок учебной деятельности по методике «Графический диктант» выявилось, что 40% детей не умеют действовать по правилу и по указанию взрослого, затрудняются воспроизводить заданное направление линий, плохо ориентируются на листе в клетку.
Обследовав индивидуально-типические особенности формирования самостоятельной деятельности (Методика «Узор», можно сказать, что не все дети могут принять задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчиняться им в своей деятельности в отведенный временной интервал (в течение 15 минут писать палочки и черточки, соблюдая 4 правила). Дети принимают лишь часть инструкции из-за невнимательности и слабой развитой слуховой памяти. Ошибок не замечают и не исправляют после окончания работы.
Обследование произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки (Методика «Домик») показало, что у детей подготовительной группы на начало учебного года не достаточно развито произвольное внимание. В рисунках детей неправильно изображены элементы, отсутствуют части домика, увеличены или уменьшены детали. Работы не аккуратные, размашистые, наблюдаются разрывы между линиями. Слабо развита мелкая моторика рук.
Общий уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе на начало учебного года составил – 57%, что указывает на недостаточный уровень развития психических процессов.
Из вышеизложенного следует, что в старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни школьной готовности.
Необходимо подготавливать детей подготовительной группы к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В образовательном пространстве участвуют педагог-психолог, педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.
Планируемые результаты:
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
II. Обоснование содержания проекта
Методологические и теоретические основы проекта составили: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили); труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу проекта составили: возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн, теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Теоретическая значимость:
– обобщены концепции о психологической готовности к школе;
применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
Проблемы и потребности современного образования
Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Новые государственные образовательные стандарты, социальный заказ родителей, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании, важнейшим из которых является:
• повышение качества образования;
• обеспечение доступности качественного образования каждому ребёнку;
• развитие непрерывного образования;
• обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.
Всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.
Психологическая готовность рассматривается в контексте общего развития ребенка в специфических, детских видах деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) с использованием методов, форм образования, адекватных возрастным закономерностям, особенностям развития ребенка. Параметры готовности к школьному обучению в виде показателей общего развития, определенные отечественной психолого-педагогической наукой, соответствуют с одной стороны федеральным государственным требованиям. А с другой стороны – по своему содержанию они перспективны для установления преемственных связей с целями и результатами освоения детьми программ начальной школы по личностным, предметным (знания, умения, навыки) и метапредметным (предпосылки учебной деятельности) качествам. Соответственно, возможна преемственность в методах развивающего взаимодействия с детьми. Изучением данной проблемы занимались: В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, и др.
В рамках современной стандартизации образования, наконец, возможна практическая реализация преемственности дошкольного и начального общего образования. Реализация ФГТ требует соорганизованной деятельности всех социальных структур, имеющих отношение к этой проблеме, и в первую очередь согласования по всем параметрам деятельности педагогов и психологов дошкольного и начального общего образования.
Без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. Важными для развития системы дошкольного образования являются базовые принципы, лежащие в современной области образования:
• открытость к общественным запросам и требованиям времени;
• привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
• переход на современные образовательные технологии;
• обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.
Приоритеты регионального образования
Развитие новых форм дошкольного образования и столь пристальное внимание к ним общества, государства, системы образования обусловлены, прежде всего, новой социально-экономической и демографической ситуацией, острой нехваткой мест в детских садах и дефицитом качественных услуг дошкольного образования. Сегодня родители дошкольников гораздо более требовательны к организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, его содержанию и качеству, многих из них уже не устраивают ни традиционный режим пребывания ребенка в детском саду, ни существующие организационные формы дошкольного образования.
Члены Социального комитета Республики Марий Эл регулярно рассматривают проблему нехватки мест на заседаниях. Комитетом выработан ряд рекомендаций с целью снижения социальной напряженности в вопросе обеспечения детей местами в детских садах. Первоочередной задачей остается обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Органами государственной власти и местного самоуправления принимаются меры с целью разрешения имеющихся проблем и улучшения ситуации в данной сфере: возвращаются перепрофилированные здания бывших детских садов, строятся новые и реконструируются имеющиеся дошкольные учреждения и т. д.
Наряду с этим злободневной в системе дошкольного образования нашей республики стала и кадровая проблема. В связи с низким уровнем заработной платы наблюдается отток молодых кадров, частая смена воспитателей в группах, что негативно сказывается на образовательно-воспитательном процессе и соответственно подготовке детей к школе. Но, несмотря на это, в республике наблюдается положительная динамика в вопросе обеспечения населения услугами дошкольных образовательных учреждений, введения разнообразных новых форм социализации детей, их охвата дошкольным образованием.
В качестве рекомендаций члены Комитета по социальному развитию обратили внимание специалистов на необходимость более активного развития вариативных форм дошкольного образования. Тем самым создаются оптимальные условия для более качественной подготовки детей старшего возраста к обучению в школе.
III. Психолого-педагогические основания
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.
Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.
Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.
Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в нем.
В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А. Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста:
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
- развитие идеального плана;
- развитие произвольности действий.
На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л. С Выготский назвал центральными линиями развития.
Благодаря реализации проекта обеспечиваются основные новообразования психического развития детей старшего дошкольного возраста. Они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.
Основные новообразования личностного развития дошкольника
1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.
У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др., зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др., возникает новый тип мотивации - иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки поступка взрослых, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого ребенок относит свои поступки к «хорошим» или «плохим».
3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями и поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию.
4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением. В старшем дошкольном возрасте импульсивное и непосредственное поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).
Основные новообразования познавательного развития дошкольника
1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие воображения. Дети старшего дошкольного возраста могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, то есть появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.
2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника - наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются, прежде всего, образными формами.
3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов является память. Именно благодаря ей происходят все существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника. В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Как считает Л. И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.
С целью выявления доминирующих мотивов учения в начале учебного года в подготовительной группе было проведено обследование.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 22 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.
Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.
У 13 детей из 22 доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:
• На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н. Н., Овчарова Р. В., Безруких М. И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
• Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
• Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
• Следует повышать профессиональную компетентность педагогам ДОУ и перестраивать свою работу в соответствии с ФГТ;
• Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
IV. Обоснование этапов и способов реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь 2010-2011 учебный год – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель 2010-2011 учебный год – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь 2010 - 2011 учебный год – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь 2010 года
Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.
Задачи:
• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
• Определить уровень психологической готовности детей к школе;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);
• Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
Мероприятия
1. • Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2. • Подбор диагностического материала для детей.
• Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»:
- Как преодолеть страх перед школой;
- Памятка родителям первоклассникам;
- 12 советов родителям будущих первоклассников.
3. • Диагностика школьной готовности.
Методики:
1 - Методика «Последовательность событий»
2 - Методика «10 слов»
3 - Методика «Цветные матрицы Равена»
4 - Методика «Графический диктант»
5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик»
4. • Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование.
5. • Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
• Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.
• Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
6. - Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.
7. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
8. Разработать план по преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительной группы. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации, план работы по преемственности детского сада и школы по данной теме.
2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель 2010-2011 учебный год
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
• Развивать психофизиологические процессы (память, внимание, мышление, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, пространственную ориентацию, сенсомоторику, навыки общения и речевую деятельность детей;
• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
• Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.
• Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
• круглый стол;
• теоретический, практический семинар;
• чтение художественной литературы детям по данной теме;
• педагогический тренинг;
• развивающие занятия с детьми;
• тесты.
Мероприятия
1. • Проведение коррекционно-развивающих занятий
(30 занятий)
2 • Чтение детям серии сказок М. А. Панфилова «Лесная школа» (30 сказок)
3 • Проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?»
Советы психолога (памятка)
4 • Проведение круглого стола для педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Преемственность и адаптация: условия успешной адаптации будущих первоклассников»
5 • Оформление папок-раскладушек.
6 • Проведение тренинга «Семья на пороге школьной жизни ребенка».
7 • Проведение с детьми теста «Рисунок школы» (анализ результатов)
8 • Проведение запланированных мероприятий по преемственности детского сада и школы.
Описание второго этапа
На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Педагоги подготовительной группы один раз в неделю знакомили детей со сказками М. А. Панфиловой «Лесная школа». Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволит им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Через сказки происходит знакомство детей со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
Затем с детьми подготовительной группы был проведен тест «Рисунок школы», который показал отношение детей к школе и выявил уровень школьной тревожности.
В течение учебного проводились все запланированные мероприятия по преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май-июнь 2010 - 2011 учебный год
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи:
• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
• Обобщить опыт работы по реализации проекта;
• Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.
Мероприятия
1. • Повторная диагностика школьной готовности
2. • Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта.
3. • Мониторинг школьной готовности детей подготовительной и коррекционной подгруппы.
4. • Родительское собрание
в подготовительных группах «Волевая готовность»
5. • Консультация для педагогов, учителей начальных классов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе»
6. • Обобщение и распространение опыта проведенной работы:
- Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов.
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительной группы, составлен мониторинг школьной готовности детей подготовительной группы и коррекционной подгруппы.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Технические и информационные ресурсы:
Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Также использовались технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен про школу) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Материально-технические ресурсы:
Смета расходов на реализацию проекта
1 Приобретение научно-методической литературы 5 шт.
1 500 рублей.
2 Приобретение дид. игр на развитие памяти, внимания, мышления, речи 6 шт. 1 000 рублей
3 Распространение опыта проделанной работы среди педагогов, педагогов-психологов района и Республики (Приобретение папок, дисков, бумаги, файлов, краски) 700 рублей;
4 Оборудование уголка будущего школьника в подготовительной группе (Приобретение фломастеров, карандашей, дид. пособий, трафаретов, указки, мела, тетрадей в клетку) 500 рублей.
ИТОГО: 3 700 рублей
Система управления реализацией проектом
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляют все участники проекта, которые определяют содержание конкретных мероприятий, организуют его выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности работы, осуществляют контроль за реализацией поставленных задач.
Одним из приоритетных направлений ДОУ, является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальной школе. Реализация данного проекта базируется на реальных потребностях нашего детского сада и будет максимально способствовать этому.
Показатели обучаемости детей в школе за три года:
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса. Где психологическая служба ДОУ ориентируется не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а также с педагогами начальной школы. Благодаря реализации проекта наши дошкольники безболезненно адаптируются в школе, это выражается в их хорошем настроении, активном участии во всех школьных мероприятиях. Дети хорошо усваивают учебную программу и успешно учатся на «4» и «5»: в 2009-2010 учебном году - 73%, в 2010-2011 учебном году - 75,3 %, в 2011-2012 учебном году - отзывы учителей хорошие, но оценки им пока не ставят.
V. Обоснование системы профессиональных коммуникаций
Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагог-психолог, педагоги подготовительной группы, воспитанники, родители, учителя начальных классов. Вся деятельность участников проекта выстроена на взаимодействии по реализации задач, направленных на ребёнка, его развитие, подготовку к обучению в школе. Каждый участник проекта выполняет свои функциональные обязанности, опираясь на опыт работы с детьми и родителями.
Созданная система взаимодействия участников проекта даст возможность подготовить дошкольников к школьному обучению по всем основным направлениям, организовать педагогический процесс, учитывая индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка, с учётом психологических особенностей и склонностей, обеспечивая максимальную по возможности самореализацию личности.
VI. Анализ и оценка результатов
Критерии оценки результатов проекта
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
На основании полученных результатов при исследовании психологической готовности возникла необходимость в разработке программы коррекционно-развивающих мероприятий, которая бы способствовала повышению уровня готовности к школе.
Также, критерием реализации проекта будет повышение психологической грамотности родителей, профессионального мастерства педагогов.
Созданная модель взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, выступает как критерий результата проекта.
Проект будет сохраняться, и реализовываться при положительных результатах.
Дальнейшее развитие проекта:
• Всем педагогам, работающим со старшими дошкольниками, пересмотреть содержание перспективного планирования детских видов деятельности с учетом полученных результатов по подготовке детей к школе;
• Продолжить работу по преемственности между деятельностью педагога-психолога ДОУ и педагогами-психологами школ, учителями начального образования;
• Широко использовать информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-психолога с родителями, детьми и педагогами;
• Разработать мнемотехнические карты для развития слуховой памяти старших дошкольников;
• Пополнить оснащение кабинета педагога-психолога ДОУ дидактическими играми, пособиями, раздаточным материалом по подготовке детей к школе;
• Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов;
• Углубить и расширить содержание коррекционно-развивающих мероприятий, с включением в них элементов здоровье сберегающих технологий;
• Организовать проведение совместных занятий с детьми и их родителями;
• Опубликовать опыт своей работы в методическом пособии.
VII. Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ДОУ.
Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов-психологов района и республики.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.-205с.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
4. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
6. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т. п.
Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.
В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алиева Т. И., Трифонова Т. В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С. 10-15.
2. Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.
3. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
4. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65.
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
7. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
8. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
9. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
10. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО,2008. - 336 с.
11. Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
13. Юдина Е. П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
14. Юдина Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.