Чулпан Жунусова
Педагогический проект «Познавательно-речевое развитие через использование дидактического пособия «Чудо-чемоданчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Публикация «Педагогический проект „Познавательно-речевое развитие через использование дидактического пособия „Чудо-чемоданчик“» размещена в разделах
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями речевого развития младших дошкольников являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на развитие речи дошкольников;
- учет особенностей детей в процессе развития речи;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям.
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
Задачи :
- Уточнить представления детей о животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Формировать:
- Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
- Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Ожидаемые результаты
1. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
2. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя
3. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
Диагностика речи:
Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. -7
Понимание единственного и множественного числа существительного -18
Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: понимание предлогов - за", "по", "до", "над"- 5
Понимание единственного и множественного числа прилагательного- 5
Понимание настоящего и прошедшего времени глагола -5
• Сроки выполнения: долгосрочный.
Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана для реализации проекта;
Основной этап
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Среда
Ноябрь Дыхательные упражнения:
«Ежик»
«Хомячки». Артикуляционные упражнения: «Кошка мяукает» «Сердитый Полкан» Пальчиковые и жестовые игры: «Выйдет котя» «Кисонька» Дидактические игры : «Кто нас зовет» «Злой и добрый»
Сюжетно-ролевые игры: «Двор для домашних животных»
Подвижные игры с речевым сопровождением: «Зайка беленький» «Птички и автомобиль» Игры – подражания с речевым сопровождением: Голоса животных
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово.
Анкетирование «Проблемы речевого развития детей».
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка».
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка.
изготовлению дидактических игр по развитию речи.
Семинар-практикум (совместно Привлечение родителей к
с логопедом) Пополнение дидактических игр.
Игры для развития мелкой моторики.
Создание картотеки: Дыхательные упражнения по теме: «Животные».
Декабрь Дыхательные упражнения:
«Мычит корова на лугу».
«Бабочка летает».
Артикуляционные упражнения:
«Хобот слоненка»
«Лягушки»
Пальчиковые и жестовые игры:
«Ежик топал по дорожке»
«Бычок»
Дидактические игры : «Чья мама?» «Поставь возле….» Сюжетно-ролевые игры:
«Больница для животных» Подвижные игры с речевым сопровождением: «Хохлатка» «Сова» Игры – подражания с речевым сопровождением: «Закончи слово» Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово
Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду.
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка»
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка
Выставка игр и пособий по развитию мелкой моторики.
Привлечь родителей на создание бизиборда. Создание бизиборда.
Пополнение библиотеки детской книги.
Создание картотеки :
Артикуляционные упражнения по теме : «Животные»
Январь Дыхательные упражнения:
«Олень»
«Мышонок»
Артикуляционные упражнения:
«Удивленный лев»
«Копытца»
Пальчиковые и жестовые игры: «Кто живет в лесу?» «Звери»
Дидактические игры : «Большой – маленький» «Собери картинку» Сюжетно-ролевые игры: «Полечим собачке лапку» «Наш птичий двор» Подвижные игры с речевым сопровождением: «Курочка-хохлатка» «Зайка беленький» Игры – подражания с речевым сопровождением: «Еж - отец, ежиха - мать»
«Голоса животных» Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово Консультация «Чтение сказок как одно из условий развития речи»
Привлечь внимание родителей к проблеме развития связной, логичной, последовательной детской речи.
Советы по развитию логически связной речи.
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка.
Привлечь родителей на создание масок для подвижных игр. Создание масок для подвижных игр.
Создание картотеки : Пальчиковые игры по теме: «Животные».
Февраль Дыхательные упражнения:
«Волк»
«Любопытный ежик». Артикуляционные упражнения: «Часики» «Лошадка» Пальчиковые и жестовые игры: «Лисичка» «У оленя дом большой» Дидактические игры : «Собери картинку» «Чей домик?» Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк» «Поможем малышам найти свою маму»
Подвижные игры с речевым сопровождением: «Вороны» «Курочка-рябушечка» Игры – подражания с речевым сопровождением: «Кто кем был» «Кто там?» Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово Консультация «Сказка как прием развития детской речи»
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка
Март Дыхательные упражнения:
«Свинья»
«Медвежонок»
Артикуляционные упражнения:
«Теленок»
«Веселая змейка»
Пальчиковые и жестовые игры:
«Белка» «Детки»
Дидактические игры : «Кто что ест?» «Домашние животные и птицы». Сюжетно-ролевые игры «Птичий двор»
Подвижные игры с речевым сопровождением:
«Зайка беленький»
Игры – подражания с речевым сопровождением: «Повтори за мной».
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово
Консультация «Развитие речевой активности детей»
Рекомендации «Книги которые нужно читать детям 2-3 лет»
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка
Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Апрель Дыхательные упражнения:
«Кошка и котенок»
«Собака лает». Артикуляционные упражнения: «» «Пятачок» Пальчиковые и жестовые игры: «Серый волк» «Мишки» Дидактические игры : «Пир горой» «Четвертый лишний» Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных» Подвижные игры с речевым сопровождением: «На птичьем дворе» «Конь» Игры – подражания с речевым сопровождением: «Уточка» «Птички» Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка
Круглый стол
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Май Дыхательные упражнения:
«Лошадка фыркает»
«Кошка сердиться». Артикуляционные упражнения: «Хвосты»
«Кошечка лакает молочко»» Пальчиковые и жестовые игры: «Серый зайка» «Утята» Дидактические игры : «Собери картинку» «Скажи одним словом» Сюжетно-ролевые игры:
«На ферме»
Подвижные игры с речевым сопровождением: «Пчелки» «У медведя во бору» Игры – подражания с речевым сопровождением: «Голоса животных» Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Художественное слово
Консультация «Роль семьи в развитии речи детей»
Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования речи у ребенка
Работа с детьми по плану реализации проекта.
«Наша Маша маленькая»
«Огуречик, огуречик»
«Тили-тили-бом»
В. Берестова
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А. Барто:
«Лошадка»
«Мишка»
«Зайка»
«Бычок»
«Наша Таня громко плачет»
Памятки:
1.«Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
||| Заключительный этап
1. Анализ результатов реализации проекта.
2. Работа с родителями:
* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта :
«Играя, развиваем речь».
1. Программы:
2. В. В. Гербова «Развитие речи детей раннего возраста»
3. М. Монтессори «Игры для малышей»
4. Б. Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А. Барто- сборник стихов.
7. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей».
Приложение:
1. Памятки родителям.
2. Консультации.
3. Создание буклетов.
4. Беседа.
5. Дидактические игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.