Оксана Маркидонова
Педагогический проект «Пожарная безопасность» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 10
Педагогический проект
Выполнили воспитатели:
Януш Любовь Геннадьевна
Маркидонова Оксана Игоревна
Иркутск 2022 г
Содержание проекта.
Информационная справка. ….3
Актуальность. …4
Этапы реализации проекта. …5
Ожидаемые результаты. …. 5
Литература. ….7
Приложение № 1 …8
Приложение № 2 …9
Публикация «Педагогический проект „Пожарная безопасность“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Приложение № 3 ….11
Приложение № 4 ….12
Приложение № 5 ….13
Приложение № 6 ….14
Приложение № 7 ….15
Приложение № 8 ….17
Приложение № 9 ….20
Приложение № 10 …. 21
Приложение № 11 …. 22
Приложение № 12…23
Приложение № 13…24
Приложение № 14…25
Приложение № 15…26
Приложение № 16…27
Методический паспорт проекта
Название проекта : «Пожарная безопасность»
Авторы проекта : Януш Л. Г; Маркидонова О. И
Тип проекта : познавательно – игровой.
Вид проекта : краткосрочный (03.10.2022 – 18.11.2022 гг.).
По типу – познавательно – игровой.
По реализации – индивидуально-групповой.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы (3-4 года, воспитатели, родители второй младшей группы.
Место проведения: МБДОУ г. Иркутска детский сад №102 группа «Радуга».
Методы проекта : непосредственно – образовательная деятельность, игры, беседы, совместные игры.
Продукт проектной деятельности :
Пожарный уголок для ознакомления детей
Выставка на тему «Тайны волшебного пламени» «Детство без пожара»
Открытое занятие по пожарной безопасности во второй младшей группе «Спички детям не игрушка»
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап – 03.10.2022 – 11.10.2022 г.
2. Организационный этап – 18.10.2022 – 08.11.2022 г.
3. Итоговый этап – 14.11.2022 г.
Актуальность проекта
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.
Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п., особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Проект разработан в соответствии с актуальной проблемой – воспитание у детей младшего дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасность в жизненной ситуации. Чтобы человек в любой жизненной ситуации действовал осознанно, необходимо уже с младшего дошкольного возраста заниматься этой проблемой.
Данный проект направлен на решение вопросов по ознакомлению детей с пожарной безопасностью.
Цель проекта : формирование основ знаний по пожарной безопасности у участников образовательного процесса, дать детям младшего дошкольного возраста представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред.
Задачи:
1. Расширять знания детей о правилах поведения в быту, вырабатывать привычку их выполнения;
2. Формировать правила пожарной безопасности, сформировать чувство опасности огня у детей младшего дошкольного возраста;
3. Содействовать формированию знаний детей о причинах возникновения пожара.
4. Распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширены знания детей о правилах поведения в быту на 95%
2. Повышены знания у родителей по пожарной безопасности на 100%
3. Сформированы знания детей о причинах возникновения огня на 95%
4. Сформированы знания детей о причинах возникновения пожара на 95%
Этапы реализации проекта
Этап реализации проекта Сроки выполнения Виды деятельности Ответственные
Подготовительный 03.10.2022 - 05.10.2022 Подбор материала по теме пожарной безопасности Януш Л. Г.
06.10.2022 - 11.10.2022 Работа с методическим материалом, литературой по «Пожарной безопасности» Януш Л. Г
Маркидонова О. И
12.10.2022 - 17.10.2022 Подбор сюжетных картинок и иллюстраций Януш Л. Г
Маркидонова О. И
Организационный 18.10.2022 Совместное рисование детей «Костёр» выставка рисунков Януш Л. Г
21.10.2022 Аппликация «Пожарная машина» Маркидонова О. И
25.10.2022 Папка передвижка «Основы безопасности» Маркидонова О. И
26.10.2022 Беседа с детьми «Огонь добрый и злой» Януш Л. Г
27.10.2022 Дидактические игры
«Назови картинку» «Выбери нужное»
Януш Л. Г
Маркидонова О. И
28.10.2022 -
01.11.2022 Разучивание стишков
«Не шутите с огнём», «Опасная забывчивость» Януш Л. Г
Маркидонова О. И
31.10.2022 Загадывание загадок «Огонь» «Пожарный» «Пожарная машина» «Вода» «Пожарный» Януш Л. Г
02.11.2022 Изготовление пожарного уголка для ознакомления детей «Школа пожарной безопасности» Маркидонова О. И
08.11.2022 Консультации для родителей «Пожарная безопасность» Януш Л. Г
Итоговый 10.11.2022 Выставка детских работ
«Тайны волшебного пламени» «Детство без пожара» Януш Л. Г
Маркидонова О. И
11.11.2022 Пожарный уголок «Школа пожарной безопасности» Маркидонова О. И
14.11.2022 Подведение итогов результата проекта Открытое занятие по пожарной безопасности во второй младшей группе «Спички детям не игрушка»
Януш Л. Г
Маркидонова О. И
Ресурсы, оборудование: Ноутбук, принтер, бумага А 5, краски, кисточки, стаканчики, салфетки, вода, цветная бумага, картон, клей, мягкая игрушка кошечка, картинки, иллюстрации по правилам пожарной безопасности.
Литература
Интернет ресурсы
1. https://nsportal.ru/
2. https://vdpo-kurgan.ru/articles/31/36/
3. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-demjanchenko/konsultacija-dlja-roditelei-23200.html
4. Максимчук Л. В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. - М. : Центр педагогического образования, 2008.
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность. //Дошкольное воспитание, 2007.
6. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание, 2006.
Приложение №1
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию ладошками
«Костёр» во второй младшей группе
Цель: познакомить с изображением огня, дать понимание о пользе и вреде огня.
Задачи:
1. Закреплять знания о пожарной безопасности, умения использование использовать нетрадиционные техники рисования.
2. Развивать речь, воображение, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность, воображение, любознательность, бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
Предварительная работа:
1. Проведение тематических бесед по пожарной безопасности.
2. Чтение художественной литературы «Кошкин дом»
Материалы и оборудование: Альбомные листы формата А4, гуашь (желтая, красная, коричневая, кисточки, стакан непроливайка, салфетки, мультфильм «Кошкин дом» на флешке, телевизор.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, все вы помните сказку «Кошкин дом»? Нет? Тогда, давайте посмотрим отрывок мультфильма.
Дети по телевизору смотрят отрывок «Кошкин дом».
Воспитатель: Ребята, что случилось с домом? Кто помогал тушить пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие причины возникновения пожара вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, игры со спичками, непотушенный костер, не выключенные электроприборы – все это причины возникновения пожара. И тогда может случиться беда, как в сказке «Кошкин дом».
Беседа об основных правилах пожарной безопасности.
Воспитатель: Давайте сейчас с вами нарисуем «костёр» с помощью ладошек. Аккуратно, по одному обмакиваем ладошку в краску, и прикладываем ее бумаге! Работаем аккуратно. Набирайте на ладошку краску хорошо, чтобы костёр получился яркий. Молодцы. (Помощь в процессе работы.) Когда заканчиваете, вытирайте ладошки салфетками. Дети выполняют задание – рисуют костер с помощью ладошек и пальчиков.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились. Мы покажем рисунки детям и родителям, и обязательно расскажем, что костёр несёт в себе не только пользу, но и беду. Любой костер надо тушить!
Приложение№2
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
«Пожарная машина»
Цель: закрепить умение детей наклеивать готовые формы (детали машины) на лист бумаги, закрепить навык работы с кистью и клеем;
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство формы и цвета; воспитывать уважение к профессии пожарного, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.
Ход занятия:
- Дети, хотите услышать одну поучительную историю про мальчика Лёшу.
- А вы мне будете помогать?
«Лёшу оставили дома одного всего на час. Бабушка с дедушкой были на работе и папа тоже, а мама повела младшего брата в больницу. Лёша и раньше уже оставался дома один, и все было хорошо. Как и раньше, ему поставили мультфильмы. Еще раз напомнили, чтобы из дома не выходил, дверь чужим не открывал. Неожиданно задымилась розетка. Затем пошёл дым из телевизора»
- Как вы думаете, что стал делать Лёша?
«Но Лёша не растерялся, не испугался, не спрятался под кровать. Он схватил цветочные горшки и попытался затушить пламя землей. Но ничего не получалось. Пожар подкрался уже близко. Тогда Лёша подбежал к телефону и набрал «01» и сообщил пожарным свой домашний адрес и номер дома, и выбежал из дома на улицу и стал ждать пожарных.
Мчится красная машина
Всё быстрее, быстрее вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
Но вот и приехали пожарные машины»
(Одновременно ставит пожарную машину).
Физкультминутка:
Мы теперь насос включаем,
Воду из реки качаем
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода,
Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились.
-Давайте, сядем за стол и сделаем пожарную машину.
Самостоятельная деятельность детей.
-При пожаре, при пожаре
Набирают «101».
При пожаре, при пожаре
Не будь дома ты один.
Ты из дома выбегай,
И соседям сообщай.
-Молодцы, вот и огонь мы все вместе потушили.
Приложение№3
Беседа «Огонь добрый и злой» для второй младшей группы
Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей.
Ход:
Беседа о возникновении пожара
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить про огонь. Скажите мне, огонь наш друг или враг?
Дети: Огонь может быть и другом, и врагом!
Воспитатель: Да, ребята, огонь - это и наш друг, и наш враг. Скажите мне, как огонь помогает человеку?
Дети: На огне можно приготовить пищу, согреться.
Воспитатель: Правильно, дети, огонь очень помогает человеку, но если с ним неправильно обращаться, он может и навредить. И превратиться из хорошего друга в злого врага, который уничтожает всё на своём пути! Ребята, скажите мне, как неправильно обращаться с огнём?
Дети: Нельзя играть со спичками, нужно тушить после себя костёр.
Воспитатель:Правильно,а ещё детям нельзя включать электроприборы (утюг, фен и т. д.).
Правила поведения при пожаре
Воспитатель: Ребята, если вы остались одни дома и вдруг случился пожар, нужно выбежать из дома и позвать на помощь соседей. Ни в коем случае нельзя прятаться от огня. Обратно домой заходить нельзя, потому что огонь очень быстро распространяется, а ещё при пожаре возникает очень ядовитый дым, от которого человек может задохнуться.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно делать, если возник пожар?
Дети: Нужно звать на помощь, выбежать из дома.
Воспитатель: А чего нельзя делать, если возник пожар?
Дети: Нельзя прятаться от огня, пытаться самому затушить огонь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно рассказали мне, как нужно и как нельзя себя вести при возникновении пожара.
Приложение№4
Дидактические игры
Игра «Назови картинку»
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Оборудование: картинки с изображением ведра, пожарной машины,каски и т. д.
Правила игры: дети рассматривают предложенную картинку и говорят что это и для чего необходимо.
Игра «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электро розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Приложение№5
Стихи
«Не шутите с огнём!»
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
«Опасная забывчивость»
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
Приложение№6
Загадки
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
(огонь)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
«Пожарный»
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…
«водой»
В Москве ли, в Заполярье
Пожар всегда потушит,
Спасёт людей…
(Пожарный)
Приложение№7
Консультация для родителей воспитанников детского сада младшего возраста
Тема: «Пожарная безопасность»
Цель: профилактика пожаров в результате неосторожного обращения с огнем и бытовыми приборами.
Задачи:
1. Систематизировать имеющиеся знания родителей воспитанников о пожарной безопасности дома и на улице;
2. Воспитывать осторожное обращение с огнем и бытовыми приборами.
Уважаемые родители, «домашний враг» в данном случае, это неосторожное обращение с бытовыми приборами и с огнем, который может принести семье неприятности и горе.
«Осторожность никогда не бывает излишней», - это высказывание Квинта Горация Флакка, который призывает к осторожности каждую минуту.
Уважаемые родители, ниже представлены темы бесед, которые помогут вам организовать безопасность вашего ребенка дома.
1) пользование бытовыми приборами (в присутствие родителей, взрослых, только сухими руками нажимать кнопку «включить»)
2) Запрещенные для детей электрические приборы (соковыжималки, мясорубки, блендеры, электропечи, микроволновые печи);
3) Спички детям – не игрушка! (запрещено разводить костры дома, нельзя жечь бумагу, ткань в помещении; пользоваться спичками только в присутствии и под контролем взрослых);
4) опасна розетка (запрещено вставлять в розетку разнообразные предметы, особенно, металлические гвозди, спицы; вставлять вилку в розетку мокрыми руками)
5) опасны игры с бытовым газом!
6) Чем опасен салют (пиротехника?
Подберите интересные содержательные мультфильмы на данную тему. Например, «Фиксики», «Смешарики» содержат информацию о причинах пожаров и осторожности во время использования бытовых приборов! Посмотрите мультфильмы вместе семьей, обсудите с ребенком, дайте ему возможность самому представить опасную ситуацию с пожаром.
Покажите, чем опасны спички дома и на природе.
Подберите в интернете фотографии пожаров на природе и в результате неосторожного обращения с бытовыми приборами, и побеседуйте с ребенком, опираясь на конкретную ситуацию, пример.
Покажите фото людей, детей с ожогами и шрамами от ожогов.
Комментируйте фрагменты фильмов о пожарах, причинах и плачевных последствиях.
Посмотрев салют, объясните, чем опасны эти красивые фейерверки, как правильно найти и занять место во время ожидания и наблюдения за салютом.
Прочитайте ребенку сказки и рассказы о пожаре, внимательно рассмотрите картинки, обсудите последствия случившегося.
Во время выезда на природу и организации костра, расскажите, что костер нужно разводить только в специально отведенных для него местах. Покажите, как правильно укладывать хворост и сухое дерево, дайте возможность участия ребенка в вашем деле, но под строгим руководством и контролем. Объясните, зачем нужно гасить костер, какая опасность грозит в ином случае. Покажите, как правильно затушить костер, приобщайте ребенка тоже к этому процессу.
Итак, уважаемые родители и взрослые, только беседы, объяснение, наглядный пример, помогут вам сформировать у ребенка необходимые представления об опасности огня и использования бытовых приборов!
Приложение № 8
Открытое занятие по пожарной безопасности во второй младшей группе «Спички детям не игрушка»
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Задачи:
• формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;
• дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня;
• закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
• углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером “01”, научить звонить в пожарную часть по телефону;
• закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Предварительная работа:
Просмотр сказки «Кошкин дом» С. М. Маршака; заучивание пословиц и стихотворений о пожаре; работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности»; игры с пожарной машиной.
Материалы к занятию: демонстрационные картинки: пожарный, костер, огонь; игрушка - пожарная машина; сюрпризный момент – мягкая игрушка кошечка.
Ход занятия
Организационный момент.
Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! - Молодцы!
Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
А теперь давайте улыбнё мся нашим гостям и скажем: "Здравствуйте!"
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить.
Итак, слушайте внимательно:
Жарю, парю и пеку,
В доме каждом быть могу.
Людям много - много лет
Я несу тепло и свет.
Обожгу – меня не тронь.
Называюсь я. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это – огонь! Сегодня мы поговорим с вами об огне.
Воспитатель: Ребята, а вы видели когда-нибудь огонь?
(ответы детей)
Воспитатель: Расскажите об огне. Какой он? (показ картинки) (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, может ли огонь быть полезным? (ответы детей)
Воспитатель: А где берут огонь? (ответы детей)
Физминутка:
Спички опасны, (Дети грозят пальчиком).
Их только тронь -
Сразу появиться (Поднимают руки вверх, шевелят
Яркий огонь! Пальчиками)
Сначала маленький, (Руки перед собой).
А потом большой, большой! (Руки вверх, шевелят пальчиками)
Подул ветерок (Дуют).
И огонь погас. (Опускают руки).
Воспитатель: Ребята, поэтому все взрослые и дети должны быть очень осторожными с огнем (ответы детей)
Воспитатель: А если случилась беда - пожар, куда мы должны позвонить? (ответы детей)
- По какому номеру? (01)
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают “01”
Сюрпризный момент - слышен чей-то плач. Это кошечка (показ мягкой игрушки). Она баловались со спичками, и случилась беда.
Чтение потешки.
Дон - дон- дон
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон-дон-дон,
Загорелся кошкин дом.
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон-дон-Дон,
Погорел кошкин дом.
Где теперь кошечке жить?
Чтобы развеселить кошку, воспитатель предлагает ребятам сыграть в пожарников.
Животное по-прежнему грустит, педагог просит малышей построить для них домик из кубиков. Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая игрушка появилась у нас в группе? (ответы детей)
Воспитатель: Кто догадался, как она называется? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это пожарная машина? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пожарная машина всегда красная, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня.
Воспитатель: А как едет пожарная машина, быстро или медленно? (ответы детей) Почему быстро? (нужно быстрее потушить огонь, спасти людей) Когда машина едет по дороги, её не только видно, но и слышно сирену.
Воспитатель: А как звучит сирена? (у-у-у, у-у-у) Ребята, а вы знаете, что в кузове пожарной машины лежат инструменты для тушения пожара : топор, лопата, шланг, огнетушитель и др.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему возникают пожары? (разные ответы детей) Да, много пожаров от неосторожности обращения с огнём. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют. Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила. Сейчас мы вместе их постараемся запомнить.
Рассматривают картинки.
• Спички брать нельзя.
• Газ зажигать нельзя.
• Утюг включать нельзя.
• Розетку трогать нельзя и вставлять в нее посторонние нельзя.
Воспитатель: Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдайте, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Ведь пожарная машина от слова “ пожар”.
Приложение№9
«Фотоотчёт»
Рисование «Костёр»
Приложение№10
Аппликация «Пожарная машина»
Приложение№11
Папка передвижка «Основы безопасности»
Приложение№12
Уголок «Школа пожарной безопасности»
Приложение№13
Выставка «Детство без пожара»
Приложение № 14
Выставка «Тайна волшебного пламени»
Приложение № 15
Дидактические игры.
Приложение № 16
Беседа с детьми «Огонь добрый и злой»