Жанна Владимировна Полуэктова
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Жила-была пчелка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта :
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Методы и формы реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Приложение.
1. Паспорт проекта
Название проекта : «Жила-была пчелка».
Автор проекта : воспитатель высшей квалификационной категории Полуэктова Жанна Владимировна.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
Темочки:
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
2. Актуальность проекта
Во время наблюдений за насекомыми на прогулках мы заметили, что среди них почти нет пчел. А если они и встречались, то были слабыми и малоактивными (Приложение 1). Я предложила детям подумать и ответить на вопрос: «Что случилось с пчелами?». Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что на состояние пчел влияет деятельность человека, и сформулировали проблему: «Как предотвратить гибель пчел?».
Актуальность проекта. В последнее время из-за коммерческой деятельности людей, связанной с выращиванием и обработкой ядохимикатами кормовых культур на полях, происходит массовая гибель пчел. Это ведет к череде негативных последствий, отражающихся на природе: значительно уменьшается число опыляемых растений, снижается рост, урожайность и количество растений, плодородность почвы, увеличивается число вредных насекомых. В связи с этим хочется привлечь внимание детей к критической ситуации, в которой оказались пчелы, вызвать в них сочувствие и желание помочь, направить их деятельность на сохранение и приумножение природы, под руководством близких им взрослых подумать и предложить возможные пути решения проблемы.
Цель. Расширять представления детей о жизни пчел через активизацию их познавательных, исследовательских и творческих способностей.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях, образе жизни и значении пчел.
2. Активизировать поисковую деятельность детей.
3. Воспитывать отзывчивость, желание реагировать и анализировать деятельность взрослых, приводящую к экологическим катастрофам.
4. Побуждать сохранять и приумножать природу.
5. Развивать мышление, воображение, связную речь.
Ожидаемый результат:
1. Совершенствование умения анализировать, делать выводы, находить выход из сложившейся ситуации.
2. Укрепление желания беречь природу.
3. Овладение умением пользоваться и делиться друг с другом полученной информацией.
4. Активизация и обогащение знаний по теме «Насекомые».
3. Методы и формы реализации проекта
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, таблиц, пособий.
Словесные: ситуативный разговор, беседа, рассказы детей, моделирование, чтение и обсуждение произведений, заучивание пословиц и поговорок.
Практические: игры с правилами, игровые упражнения, подвижные игры, театрализация, изобразительная деятельность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
4. Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный.
• Подборка методической, справочной и художественной литературы.
• Практическое обеспечение проекта :
- подготовка иллюстративного, демонстрационного материала; видео, презентаций из интернета для детей по теме «Как пчела делает мед»;
- изготовление макета «Пчела», пособий для дыхательного упражнения «Пчелка», тематических альбомов о пчелах;
- подборка настольно-печатных игр: «Кто где живет?», «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Все профессии важны-1», лото «Ребятам о зверятах», речевое лото «Насекомые», пазлы по теме «Насекомые» (Приложение 1).
• Взаимодействие с родителями:
- ознакомление родителей с предстоящей работой над проектом, с его целью и задачами;
- объявление о начале работы над проектом.
2 этап. Практический.
Совместная деятельность с детьми.
• Рассматривание иллюстративного, дидактического материала по теме «Пчелы», таблицы «Строение пчелы», макета «Пчела» (Приложение 1).
• Беседы: «Как к нам мед пришел», «Жители улья», «Кому нужен мед?».
• Просмотр мультфильма «Жила была пчелка» (1978 год, видео, презентаций «Как пчелы собирают и делают мед» (интернет).
• Рассказы-размышления детей на тему «Что случится, если не будет пчел».
• Исследовательская деятельность: «Свойства меда», «Мед и вощина» (Приложение 1).
• Составление описательных рассказов о пчеле (осе, шмеле) с помощью мнемотаблицы.
• Чтение детской художественной литературы: Г. Ладонщиков «Скучать некогда», Н. Лысенко «У пчелы забот немало», А. Усачев «Так устроена природа», Е. Французова «Деловита и смела золотистая пчела», С. Черный «Про пчел», А. Барто «Пчелиный яд», А. С. Пушкин «Ещё дуют холодные ветры…»; К. Ушинский «Пчелки на разведках», «Пчелы и мухи», В. Бианки «Теремок», Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле».
• Знакомство с поговорками и пословицами о пчеле :
- Люди рады лету, а пчела – цвету.
- Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
- Улей сильный – мед обильный.
- Трудолюбив, как пчела.
- Пчел держать – не в холодке лежать.
- От болтливого сказки, от работящего мед.
- Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.
• Театрализация «На опушке возле елки жили, поживали пчелки …» (Приложение 1).
• Выполнение дыхательного упражнения «Подуй на пчелку» (Приложение 1).
• Знакомство с пальчиковыми гимнастиками «Прилетела к нам вчера полосатая пчела», «Домик маленький на елке»; физкультминуткой «Трудолюбивая пчелка» (Приложение 1, 2).
• Рисование «Прилетела к нам вчера полосатая пчела» (Приложение 1).
• Аппликация «Пчелка» (Приложение 1).
• Подвижная игра «Медведи и пчелы» (Приложение 1).
Взаимодействие с родителями.
• Консультация «Мир природы. Насекомые: пчела, оса, шершень»
• Памятка «Укусы насекомых. Первая помощь при укусах насекомых»
• Привлечение к участию в конкурсе поделок «Пчелка»
3 этап. Заключительный.
• Пополнение предметной среды группы тематическими альбомами: «Пчелы», «Забавные факты о пчелах – 97 интересных достоверностей»
• Выставка детского творчества (Приложение 1)
• Презентация проекта «Жила-была пчелка» (Приложение 3)
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям продолжить работу по формированию у детей неравнодушного отношения к природе, нравственных чувств, основанных на любви, бережном и созидательном отношении к ней.
Итоги проекта.
1. Возросла эмоциональная отзывчивость детей.
2. Укрепилось желание беречь природу.
3. Совершенствовалось умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, находить пути решения проблемы.
4. Укрепилась потребность в общении со сверстниками и взрослыми для получения и использования дополнительной информации по теме «Насекомые».
5. Расширились знания и словарный запас по теме «Пчелы».
Приложение 1
Во время наблюдений на прогулке
Практическое обеспечение проекта
Рассматривание дидактического материала по теме «Пчелы»
Изучение свойств и дегустация меда
Театрализация «На опушке возле елки жили-поживали пчелки»
Выполнение дыхательного упражнения «Подуй на пчелку»
Пальчиковая гимнастика «Домик маленький на елке…»
Наше творчество
Выставка детского творчества
Настольно-печатные игры по теме «Насекомые»
Подвижная игра «Медведи и пчелы»
Наши гости на презентации
Приложение 2
«Прилетела к нам вчера полосатая пчела» (пальчиковая гимнастика)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(Дети машут ладошками.)
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали,
(Машут ладошками.)
От усталости упали.
(Роняют ладошки на стол.)
«Домик маленький на елке» (пальчиковая гимнастика)
Домик маленький на елке
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены – елка. На второй руке пальцы смыкаются в кольцо – улей. «Улей» прижат к «елке».)
Дом для пчел, а где же пчелки?
(Дети заглядывают в «улей».)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
(Сжимают кулачки и стучат ими друг о друга, чередуя руки.)
Где же, где же эти пчелки?
(Разводят руки в стороны – удивляются.)
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Растопыривают пальцы и шевелят ими – пчелки летают.)
«Трудолюбивая пчелка» (физминутка)
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет.
(Раскрыть перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей
(Изобразить полет.)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться.
(Изобразить накладывание меда в соты.)
Приложение 3
Презентация проекта «Жила-была Пчелка»
Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в гости к маленьким труженикам.
Полосатые сестрицы
В маленькой темнице
Сеточку плетут,
Сласть в неё кладут.
Кто это? (Пчёлы.) Правильно. Всё лето они трудились, а теперь отдыхают. Давайте заглянем в улей и попросим пчёлок рассказать о себе.
Звучит аудиозапись музыки «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. В зал вбегают дети в костюмах пчёл, садятся на стулья рядом с макетом улья.
Первая пчела.
Жили-были пчёлки, чёрненькие чёлки,
Жёлтые бочки, жала как сучки.
Выбирали кусточек, садились на листочек,
Собирали нектарчик, клали его в ларчик.
Летели в свой домочек, варили там медочек.
Ай да чудо-пчёлки, черненькие чёлки.
Воспитатель. Расскажите нам, пчёлки, о том, как вы трудитесь.
Вторая пчела. Всё лето мы летаем по полям и лугам, опыляем цветы и травы, собираем нектар и пыльцу, готовим мёд, чтобы было чем питаться зимой и кормить личинок.
Третья пчела. Наш улей – это небольшое царство-государство. Есть у нас царица-матка. Служит царице и ухаживает за ней покорная свита – рабочие пчёлы.
Четвёртая пчела. Все рабочие пчёлы заняты делом. Одни летают за нектаром, другие делают мёд, третьи ухаживают за царицей и маленькими личинками.
Воспитатель. Жизнь в улье кипит ключом. Здесь работают пчёлы разных профессий. Есть пчёлы-чистильщики, которые наводят порядок в улье, обмазывают его стенки прополисом, чтобы в маленький домик не могли попасть соринки. Есть пчёлы-кормилицы, которые кормят маленьких личинок и царицу, и пчёлы-парикмахеры, которые помогают ей прихорашиваться. А есть сторожевые пчёлы.
Пятая пчела.
Мы подвижные, живые,
Пчёлы сторожевые.
Мёдом нашим дорожим,
Улей зорко сторожим.
Мы жужжим, жужжим, жужжим
С пользой и охотой,
Мы без дела не сидим,
Охраняем соты.
Только тот, кто мёд несёт,
В этот улей попадёт.
Воспитатель. Чтобы получить один килограмм мёда, рабочей пчеле нужно облететь несколько миллионов цветов. А чтобы наполнить зобок нектаром, пчела должна облететь несколько сотен цветов.
Шестая пчела.
Синим, жёлтым, красным цветом
На лугу цветы цвели.
Много мёда этим летом
Пчёлы в улей принесли.
Седьмая пчела.
Пчёлки трудятся весь день,
Позабыв покой и лень.
Если летом постараться,
Будет чем зимой питаться.
Воспитатель. Много желающих полакомиться сладким медком. Всем известны сладкоежки-медведи.
Проводится игра «Медведи и пчёлы». Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети в костюмах пчёл отправляются на поиски нектара (бегают по залу). В это время остальные участники игры – медведи – забираются на пасеку (садятся на стулья пчёл). С окончанием музыки медведи убегают, а пчёлы их догоняют и жалят (дотрагиваются до них рукой). Медведи, которых ужалили пчёлы, выбывают из игры. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель. Давайте ещё поиграем. Я буду называть слова, большинство из которых имеет отношение к пчелам. Услышав эти слова, вы будете хлопать в ладоши.
Воспитатель. Люди используют множество продуктов пчеловодства. Все они очень полезны. О лечебных свойствах меда знают не только люди, но и звери. Давайте посмотрим сказку, в которой об этом рассказывается.
Воспитатель :
На опушке возле елки
Жили, поживали пчелки.
Прилетали на лужок
Собирать лесной медок.
Все цветы любили пчелок –
Полосатеньких девчонок.
Им головками качали
И на танец приглашали.
«Танец пчелок»
Пчелка 1.
Быстро лето пролетело
Вся полянка опустела.
Стала желтою листва,
Осень в гости к нам пришла.
Пчелка 2.
Мы все лето здесь летали,
Много меда мы набрали.
Пригласим лесных зверей,
Угостим их поскорей!
Пчелка 3.
Мы повесим объявление:
«Приглашаем в воскресенье
Всех зверей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком».
Под музыку на полянку вбегает заяц.
Заяц
Тук-тук-тук, я в гости к вам.
Пчелки.
Очень рады мы гостям!
Заяц.
Прочитал я объявление.
К вам пришел по приглашению.
Мне бы на зиму медку,
Вдруг простуду подхвачу.
Пчелки.
Мед лесной у нас полезный.
Прогоняет все болезни.
Угощаем, забирай
Да зимою не хворай.
Пчелки отдают зайцу ведерко с медом.
Заяц.
Вам за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашел для вас цветочек,
Посадил его в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Лето вам напоминает.
Пчелка 1.
Замечательный цветочек,
Словно красный огонечек!
Яркий, нежный и красивый…
Говорим тебе… (спасибо!
Заяц убегает.
Лиса.
Тук-тук-тук! Я в гости к вам.
Пчелки.
Очень рады мы гостям!
Лиса.
Мне бы на зиму медку,
Очень сладкого хочу!
С чаем хорошо пойдет,
Если волк ко мне придет!
Ведь зимою все бывает,
И зверье заболевает.
Пчелки.
Мед лесной у нас полезный.
Прогоняет все болезни.
Угощаем, забирай
Да зимою не хворай.
Пчелки отдают лисе ведерко с медом.
Лиса.
Вам за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашла для вас цветочек,
Посадила его в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Лето вам напоминает
Пчелка 2.
Замечательный цветочек,
Словно желтый огонечек!
Яркий, нежный и красивый…
Говорим тебе… (спасибо!
Лиса убегает.
Медведь.
Тук-тук-тук! Я в гости к вам.
Пчелки.
Очень рады мы гостям!
Медведь.
Мне бы на зиму медку!
Лапу с медом пососу!
Ведь из всех лесных зверей
Мед люблю я всех сильней!
Дайте мне побольше меда!
Съем я целую колоду.
И лечиться буду им,
Вкусным, сладким и густым.
Пчелки.
Мед лесной у нас полезный.
Прогоняет все болезни.
Угощаем, забирай
Да зимою не хворай.
Пчелки отдают медведю ведерко с медом.
Медведь.
Вам за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашел для вас цветочек,
Посадил его в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Лето вам напоминает.
Пчелка 3.
Замечательный цветочек,
Словно синий огонечек!
Яркий, нежный и красивый…
Говорим тебе… (спасибо!
Медведь уходит.
Пчелка 1.
Мы трудились, мы старались,
Все довольными остались.
Пчелка 2.
Не страшна зима для нас
Меда сделали запас.
Пчелка 3.
А теперь скорее в дом,
Осень, осень за окном.
В теплом домике своем.
Холода переживем.
Воспитатель. Вы любите мёд? (Да.) Скажите, каким бывает мёд.
Дети поочередно называют прилагательные (сладкий, янтарный, душистый, ароматный, липкий, светлый, прозрачный, липовый, гречишный, целебный, лечебный, цветочный).
Воспитатель. Наступила осень. Пчёлы закончили свои труды и готовятся к зимнему отдыху. Давайте подарим им цветок, чтобы они вспоминали о лете.
Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети дарят пчёлам цветок из поролона. Пчёлы танцуют, затем поют на мотив русской народной песни «Будьте здоровы, живите богато».
Пчёлы (хором).
Мы много трудились, всё лето старались,
Пыльцу и нектар мы с цветов собирали.
Чтобы веселы были вы все и здоровы,
Чтобы чай с мёдом пили вы снова и снова.
Еще пожелать вам немного осталось,
Чтобы в день хоть по ложке вам мёду досталось.
А если по счастью и две вам прибудет,
То знайте, что доктор о вас позабудет.
Первая пчела. Этот бочонок с мёдом мы дарим вам. Чай с мёдом пейте и не болейте!
Воспитатель.
Вся посуда на столе,
Пироги готовы.
Приглашаем всех гостей
Мы на пир медовый!
Дети и гости пьют чай с мёдом и пирогами.