Ирина Припускова
Педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Организация взаимодействия педагогов ДОО и родителей
по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
в условиях образовательного учреждения и семьи»
Актуальность
Несмотря на усиление внимания государства и общества к проблеме сохранения здоровья нации, показатели здоровья детей продолжают снижаться. Это обусловлено многими объективными и субъективными факторами, часть которых должна учитываться при организации и построении образовательного процесса.
Публикация «Педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
На современном этапе развития дошкольного образования одним из основных принципов, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является сотрудничество ДОО с семьей, основанное на взаимном доверии и взаимопомощи педагогов и родителей.
Признавая приоритет семейного воспитания педагогам необходимо учитывать и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду, образовательные потребности и интересы каждой семьи.
Пути объединения усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания здорового ребенка составляют непростую (в организационном и психолого – педагогическом плане) задачу. Принципиальные условия для решения этой задачи заключается в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как «доверительно деловой контакт».
Двигательная активность полезна для организма человека, но далеко не все родители понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья ребенка. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач, мультфильмов, игрой в компьютере. Сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармонизации детско – родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива ДОО, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего воспитания, взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Проблема
Многие родители осознают недостатки воспитания и развития своих детей, но зачастую им не хватает как элементарных знаний и умений по медицине, педагогике, психологии, так и времени. Тем самым, осознавая или не осознавая, родители перекладывают заботу о здоровье своего ребенка на плечи педагогов детского сада. Но деятельность в одностороннем порядке по сохранению и укреплению здоровья воспитанников не даст тот желаемый результат без помощи родителей.
Возникает противоречие: как привлечь родителей к эффективному сотрудничеству по вопросам здоровьесбережения детей в условиях вновь открытого дошкольного общеобразовательного учреждения.
Гипотеза
Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизировать межличностные внутрисемейные отношения.
Все выше сказанное и послужило поводом разработки проекта.
Новизна
Новизна данного проекта заключается в выработке новых подходов к взаимодействию двух важных институтов (семьи и дошкольного учреждения) в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.
Цель проекта
Создание условий психолого – педагогической поддержки родителей (законных представителей) по здоровьесбережению детей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей через организацию разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи проекта:
• изучить особенности каждой семьи;
• систематизировать знания родителей в вопросах здоровьесбережения;
• формировать умения по сохранению и укреплению физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья своих детей;
• обучать навыкам оздоровительного воздействия и взаимодействия всех членов семьи в системе здоровьесбережения ребенка – дошкольника, создания здоровьесберегающей и психологически комфортной среды в семье;
• изучить семейный опыт по здоровьесбережению и организовать обмен лучшим опытом;
• привлекать родителей к активному участию в деятельности ДОО и группы вообще и здоровьесберегающей в частности.
Участники проекта и их основные функции
Заведующий
Организует здоровьесберегающее пространство в ДОО и работу с детьми, сотрудниками и родителями по формированию культуры, охране и укреплении здоровья воспитанников.
Старший воспитатель
Контролирует организацию воспитательно – образовательного процесса в группе на принципах здоровьесбережения; осуществляет методическое обеспечение оздоровительно – образовательного процесса и процесса взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи.
Медицинская сестра
Контролирует уровень здоровья детей: определяет и оценивает показатели заболеваемости, физического, функционального и моторного развития детей, динамику групп здоровья; организует и контролирует соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима; контролирует выполнение двигательного режима и физической нагрузки на детей; организовывает неспецифическую профилактику ОРВИ и гриппа; проводит консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья воспитанников, профилактике заболеваний.
Воспитатели, младший воспитатель
Организуют деятельность по установлению доверительных отношений родителей с коллективом ДОО и вовлечения родителей в процесс формирования культуры здоровья у детей в условиях детского сада и семьи; осуществляют психолого – педагогическую поддержку и повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья воспитанников; вовлекают родителей в воспитательно – образовательный процесс и физкультурно – оздоровительную работу.
Родители (законные представители) воспитанников группы
Принимают непосредственное участие в физкультурно – оздоровительной работе в условиях ДОО и мероприятиях, организуемых педагогами по формированию умений оздоровления, сохранения и укрепления физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья своих детей; участвуют в создании здоровьесберегающей, психологической комфортной среды в группе и в семье; взаимодействуют с сотрудниками ДОО в вопросах здоровьеясбережения на основе взаимного доверия и взаимопомощи.
Этапы реализации проекта
I этап: информационно – аналитическая деятельность
Сроки реализации этапа: сентябрь – октябрь 2015 г
Задачи этапа:
• изучение и анализ нормативно – правовых документов и методической литературы по взаимодействию с семьями воспитанников в вопросах здоровьесбережения детей, создание документальной и методической базы;
• определение проблемы через изучение семей воспитанников, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач;
• выделение направлений деятельности и анализ состояния по каждому направлению;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• подбор материала для реализации проекта.
II этап: организационно – содержательная деятельность
Сроки реализации этапа: ноябрь 2015 г – август 2016 г
Задачи этапа:
• разработка планов мероприятий с учетом каждого направления на основе выделенных положительных и проблемных сторон и их реализация.
III этап: контрольно – аналитическая деятельность
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 г
Задачи этапа:
• диагностико – аналитическая оценка эффективности проекта;
• презентация проекта для педагогов и родителей.
Реализация проекта
На первом этапе реализации проекта изучила и проанализировала нормативно – правовые документы и литературу по проблеме здоровьесбережения детей и организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, создала банк документов и методической литературы, который постоянно пополняется.
Одновременно с изучением нормативных документов и методической литературы проводила деятельность по изучению семей воспитанников посредством личных бесед и анкетирования. Целью данной работы было изучение индивидуальных особенностей каждой семьи, ее возможностей и потребностей, выявление уровня компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и положительного семейного опыта по здоровьесбережению, установление доверительных отношений, которые станут основой сотрудничества.
На основе полученных результатов были выявлены положительные стороны и проблемы, определены направления работы с родителями:
• Познавательное – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, информирование об актуальных проблемах, связанных со здоровьем детей, здоровьесберегающими технологиями и методиками оздоровления детей в условиях семейного воспитания, формирование у родителей практических навыков (родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, совместные экскурсии, посещение ООД и режимных моментов, совместное создание здоровьесберегающей предметно – пространственной среды группы и участка для прогулок, «Почта доверия», проекты, выставки детских работ, родительские клубы, выпуск газеты, ведение «Дневников здоровья», видеофильмы и др.)
• Информационно – аналитическое – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетентности (беседы, анкетирование, тестирование).
• Наглядно – информационное – донесение до родителей любой информации в доступной форме (консультации, папки – передвижки, газеты, фотовыставки и др.)
• Досуговое – призвано устанавливать теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми (праздники, развлечения, соревнования, выезды на природу, туристические походы и т. п.).
Далее осуществляла деятельность по подбору материала и эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с положениями ФГОС ДО, создавала условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта:
Нормативно – правовые условия.
Создана база нормативно – правовых документов. Проектная деятельность разработана и осуществлялась в соответствии с нормативными документами.
Психолого – педагогические условия.
Деятельность в рамках реализации проекта основывалась на тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников.
Кадровые условия.
Квалификация педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, установленных в ЕКС.
Материально – технические условия.
В ДОО созданы материально – технические условия, соответствующие нормативным документам и в полном объеме обеспечивающие реализацию проектной деятельности:
• образовательно – методическая среда (банк здоворьесберегающих технологий и методик; картотека форм взаимодействия с родителями по здоровьесбережению детей и др.);
• здоровьесберегающее пространство для родителей (информационные стенды в приемной; физкультурный и спортивный зал для консультативной работы с родителями и досуговых мероприятий; медицинский кабинет; кабинет психолога; групповое помещение и участок для прогулок).
Финансовые условия.
Отражают объем расходов, необходимых для реализации проекта: доступ к интернет ресурсам; ноутбук; проектор; фотоаппарат; магнитофон; спортивное оборудование в физкультурном зале; спортивное и игровое оборудование в группу – творческий потенциал родителей и педагогов; оздоровительные мероприятия для детей (биомороженное, фиточай, посещение ЛФК, художественной гимнастики и т. д.) – средства родителей воспитанников; принтер чернобелый; принтер цветной; брошюратор; ламинатор; образовательно – методическая литература и нормативные документы.
При планировании организационно – содержательного этапа реализации проекта использовала оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы взаимодействия семьей с нетрадиционными, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
Планирование мероприятий осуществляла по выделенным выше направлениям.
Детский сад начинается с приемной, поэтому очень важно, чтобы она была уютная и красивая. Все пространство разбито на несколько тематических уголков: стенды «Здоровячок», «Учимся, играя!», «Наше творчество», «Организация воспитательно – образовательного процесса», уголок «Безопасность детей», коробочка для буклетов «Советы родителям».
Для взаимодействия с семьями воспитанников в рамках наглядно – информационного направления был создан консультативный банк для родителей, который постоянно пополняется новыми материалами.
На стендах размещается наглядная информация, содержащая теоретический и практический материал для родителей, предлагаются игры, советы, задания по вопросам здоровьесбережения детей в различных ситуациях. Материал каждой консультации содержателен, конкретен, красиво оформлен, читабелен, сопровождается рисунками и фотографиями и предоставляется родителям в виде папок – передвижек, консультаций, буклетов, фотовыставок.
Различные беседы, анкетирования, тестирования, входящие в информационно – аналитическое направление взаимодействия с родителями, помогают лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть индивидуальные особенности и скорректировать планирование деятельности.
Познавательное направление сотрудничества педагога с родителями решает ряд задач: регулярного и своевременного информирования родителей об актуальных проблемах, связанных со здоровьем детей; поддержки каждой семьи в укреплении здоровья воспитанников в домашних условиях и вовлечение родителей в физкультурно – оздоровительную деятельность ДОО.
Любое совместное мероприятие досугового направления позволяет родителям увидеть своего ребенка в разных ситуациях, увидеть особенности его взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, как общаются другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительским коллективом в целом.
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
• педагоги владеют информацией об особенностях каждой семьи, о стилях воспитания и общения между членами семьи, имеют представления о педагогических возможностях и затруднениях каждого родителя в вопросах здоровьесбережения детей, накоплен положительный семейный опыт;
• родители приобрели и систематизировали знания о некоторых видах здоровьесберегающих технологий и методик, ими получены практические навыки оздоровления детей в домашних условиях;
• у родителей формируется активная позиция в вопросах сохранения и укрепления здоровья в условиях ДОО и семьи;
• родители стали более активно участвовать в воспитательно – образовательном процессе и физкультурно – оздоровительной работе, появляется потребность в сотрудничестве с педагогами в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей;
• результаты работы по данной проблеме подтверждают гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей формирует культуру здоровья дошкольников, уменьшает заболеваемость; внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечивает расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.