Ирина Дмитрикова
Педагогический проект по творчеству В. Г. Сутеева «Раз-два-дружно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«РАЗ-ДВА-ДРУЖНО!»(По творчеству В. Г. Сутеева)
Тип проекта : познавательно-речевой.
Возрастная группа: средняя группа № 4 «Кораблик» (4-5 лет).
Продолжительность проекта : краткосрочный (30.09 – 01.11.2019г.)
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : воспитатели группы, музыкальный руководитель,
дети, родители.
Автор проекта : Дмитрикова И. В.
Актуальность
Публикация «Педагогический проект по творчеству В, Г, Сутеева „Раз-два-дружно!“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
Но нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.
Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут изобразительное и музыкальное искусство, театрализация, и конечно, знакомство со сказкой.
Именно сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить как детей в коллективе, так и взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Она дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
С раннего детства сказки В. Г. Сутеева несут детям тепло и добро человеческой души, они ограждают их от жестокости и злобы.
Особенности творчества писателя, художника, сценариста и мультипликатора В. Г. Сутеева составляют : яркие иллюстрации, герои одновременно и сказочные и реальные. Поэтому, работа, направленная на формирование нравственно- этических норм и правил, эмпатийного поведения средствами ознакомления детей с творчеством В. Г. Сутеева актуальна и важна.
Проблема
Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют? И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.
Цель:
Формирование нравственных качеств детей среднего
дошкольного возраста через организацию образовательной
деятельности на основе творчества В. Г. Сутеева.
Задачи:
Образовательные:
расширять кругозор детей путём ознакомления с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и
их необходимость в жизни людей, через поступки героев сказок В. Г. Сутеева;
способствовать развитию диалогической, монологической речи, умению высказывать свое мнение о прочитанном, умение давать оценку героям произведений, поведению своему и других.
Развивающие:
развивать традиции семейного чтения;
развивать умение понимать и воспроизводить содержание произведений, внимательно слушать;
развивать познавательные и творческие способности детей, воображение, мышление;
развивать умение детей передавать свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности;
развивать коммуникативные навыки.
Исследовательские:
развивать умение вхождения детей в проблемную игровую ситуацию;
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации.
Воспитательные:
дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, через анализ содержания произведений В. Сутеева;
воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову;
воспитывать любовь к природе и животным;
способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей по духовно- нравственному развитию и воспитанию детей;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты:
У детей сформируется понимание и различие отрицательных и положительных эмоциональных состояний. Повысится интерес к классической детской литературе, сказкам.
Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
Пополнят словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности и повадки персонажей произведений.
Дети должны уметь:
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать.
Воспроизводить содержание знакомых произведений.
Пользоваться средствами художественной выразительности.
Передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности. (рисовании, драматизации)
Уметь определять и называть произведение по отрывку и по иллюстрациям.
В основу реализации проекта легли следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности (перспективное планирование работы).
2. Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы).
3. Принцип активности, творчества.
4. Принцип наглядности (изготовление ряда пособий и игр на основе сюжета сказок).
5. Принцип гуманизации (ориентация на добро, справедливость, любовь к семье, природе);
6. Принцип интеграции (взаимодействие с родителями, детской библиотекой).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Деятельность педагога
Взаимодействие с родителями
Сроки реализации
Подбор и изучение методической, специальной литературы по выбранной теме проекта.
Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной деятельности с детьми.
Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов В. Г. Сутеева.
Разработка конспектов ОД, сценария для драматизации сказки (по выбору педагога).
Консультация для родителей «Мудрые сказки В. Г. Сутеева».
Знакомство родителей с программой предстоящей работы по данному проекту, обозначить их роль в его реализации.
30.09 – 04.10. 2019г.
Формирующий этап
Совместная деятельность
педагога с детьми
Взаимодействие
с родителями
Сроки реалии
зации
- Формулировка целей и задач проекта
Создание проблемной ситуации:
Сказки Сутеева очень просты!
А что полезного дают нам они?
Тематические занятия
Беседы
Поисково-исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Дидактические игры
Словесные игры
Сюжетно-ролевые игры
Чтение художественной литературы
Свободная деятельность детей
Инсценировка сказки
Привлечение родителей к чтению произведений, просмотру мультфильмов В. Г. Сутеева
Изготавление атрибутов и костюмов к играм и спектаклю.
Участие в проведении выставок.
07.10 – 25.10.
2019г.
Итоговый этап
- Инсценировка сказки (по выбору педагога).
Выставки поделок, рисунков по сказкам В. Г. Сутеева.
28.10 – 01.11. 2019г.
Паутинка проекта
Образовательные области
Виды совместной деятельности
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
НОД
составление рассказа:
с использованием мнемотаблиц :
«За умной головой, как за каменной стеной»;
рассказывание с использованием иллюстраций сказки
«Кто сказал мяу?»;
Пересказ + рисование:
«Яблоко»
«Цыпленок и утенок»
Беседы:
«Что такое сказки и кто их сочиняет?»
«Раз-два дружно!».
Литературная викторина «Волшебные сказки»
Поисково-исследовательская деятельность:
определение фруктов на вкус;
Дидактические игры:
«Найди, кто лишний» (герои сказок)
«Что сначала, что потом»
«Назови лишнее»
«Хорошо – плохо»
Словесные игры:
«Придумай загадку»
«Назови похожие слова»
«Скажи какое, какая, какие»
«Назови ласково»
«Угадай,кто сказал»
«Придумай дальше»
Чтение художественной литературы
Сказки В. Г. Сутеева :
«Три Котенка»,
«Раз, два дружно», «Петух и краски»,
«Кораблик»,
«Дядя Миша»,
«Под грибом»,
«Кот-рыболов», «Яблоко»,
«Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок».
Пословицы и поговорки
Пальчиковые игры
ПОЗНА
ВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
НОД
Беседы:
«Давайте знакомиться – В. Г. Сутеев»
«Твой друг - книга»
«Что такое доброта»
«Вместе нам не тесно»
«Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Рассматривание иллюстраций произведений, выполненных писателем как художником (и чтение) :
Г. Остер «Котёнок по имени Гав»,
Альф Прейсен «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» и др.
Конструирование:
счетные палочки -
«Дом и забор для капризной кошки», «Кораблик»;
конструктор –
«Теремок
Поисково-исследовательская деятельность:
Просмотр
презентаций:
«Мудрый, добрый сказочник», «В. Г. Сутеев - художник»;
мультфильмов:
«Палочка-выручалочка», «Мешок Яблок», «Разные Колеса», «Мышонок и карандаш», «Веселый огород».
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
за наступающей зимой, за снегом
Экспериментирование:
Опыты с водой
Определение силы ветра
Ситуативная беседа:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Почему у зайца много друзей?»
«Почему медведь сосет лапу зимой?»
«А как бы лиса разделила яблоко?»
Моделирование ситуаций:
«Подружки»
«По лесной тропинке»
Дидактические игры:
«Кто чем питается?»,
«Кто где живет?»,
«Логические цепочки».
Словесные игры:
«Послушай и угадай» «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным».
Пальчиковые игры
СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКА
ТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
Беседы, обсуждения:
«Твой любимый герой из сказок В. Г. Сутеева»,
Игры по безопасности:
«Экологическая тропинка», «Хорошо-плохо», «Лесные правила»
ХУДОЖЕСТ
ВЕННО - ЭСТЕ ТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Художественное творчество
НОД
Лепка:
«Одно, единственное яблочко»,
«Лепим мы снеговика прямо с самого утра»;
Аппликация:
«Цыпленок»
Рисование: «Я яблоко поймал!»
Коллективное рисование с элементами аппликации по сказке
В. Г. Сутеева «Мешок яблок».
- работа с трафаретами и шаблонами
- раскрашивание, штрихование.
Театр и музыка
Пение и слушание песен
Театрализованные игры:
Игра-конкурс «Попросись под грибок»
Игра-имитация «Пойми меня»,
Игры с движением: «Дождик», «Листья», «Овощи», «Ежик и барабан», «Раз -два - три – четыре - пять»,
«Снежная баба», «Снежок»
Пантомимические этюды:
«Сердитый заяц», «Находчивый еж», «Ссора», «Важный петух»; «Пугливая мышка»; «Злой пес»; «Сердитая кошка», «Первый снег», «Поссорились и помирились»
Драматизация сказок В. Сутеев :
«Под грибом», «Капризная кошка», «Три котенка».
Инсценировка сказки (по выбору педагога)
Просмотр мультфильма-сказки, коллективное обсуждение.
Этюдные импровизации.
Разучивание диалогов и монологов персонажей.
Разучивание песен, слушание музыки, разучивание танцев.
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Физкультурное занятие по сказке «Палочка-выручалочка»
Подвижные игры:
«Курочка и цыплята», «Цыплята и утята» «Бездомный заяц», «Лягушки», «Бездомный заяц», «Заяц Егорка»,
«За малиной в лес пойдем», «Наши уточки»,
«Кто быстрее в теремок»
Свободная деятельность детей
Книжный уголок:
Сказки В. Г. Сутеева :
«Три Котенка», «Раз, два дружно», «Петух и краски»,«Кораблик», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Яблоко», «Кто сказал мяу», «Цыпленок и утенок»;
К. И. Чуковский:
«Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит»;
Г. Остер: «Котёнок по имени Гав»;
Альф Прейсен: «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»
Центр игры:
Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр.
Центр дидактических и развивающих игр:
«Составь картинку», «Кто чем питается?», «Кто где» «Что сначала, что потом»,
Центр творчества :
- Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера.
Центр театра:
- Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного.
- Аудиозапись «Шум леса», «Вьюга»
- Шапочки-маски животных,
- Костюмы и атрибуты для сказок В. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко», «Кто сказал мяу?» и по желанию детей.
Центр конструирования:
Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего».
Взаимодействие с семьей
- Изготовление печатных консультаций по темам: «Читаем всей семьей», «Давай никогда не ссориться!»;
- предложить родителям принять участие в подготовке костюмов и декораций для инсценировки сказки
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природного материала, детских костюмов для спектакля.
Заключение.
В результате проектной деятельности у воспитанников повысился интерес к творчеству В. Г. Сутеева.
Дети:
с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
стали выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки; пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
анализируют явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивая;
передают свои впечатления от прочитанного в продуктивной и театрализованной деятельности.
Родители проявляли инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, принимали активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении костюмов для спектакля.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в духовно-нравственном развитии детей.
В сказках В. Г. Сутеева нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети.
Сказки писателя, обладающие большим потенциалом для духовнонравственного развития ребенка, формирования у него правильного отношение к миру, необходимо включать в круг детского чтения как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы:
Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
Дозорова М. А., Кошлева Н. В., Кроник А. А. «СемьЯ – программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста» Аркти, М., 2008г.
Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6лет. Занятия с элементами психогимнастики. / М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
Иванова А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
Коскова Н. Викторины для детей 4-6 лет. В некотором царстве… / Авт. -сост. Н. Коскова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. 2009.
Кузина И. В., Миронычева В. Ф. Роль современной литературы в духовнонравственном воспитании старшеклассников в условиях реализации ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Сб. материалов Всероссийской научнопракт. конференции. 2015.
Россова Ю. И. Культура толерантных отношений в сфере родитель–ребенок // Детский сад от А до Я. 2011. № 3
Нравственное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, N 3 2013г.
Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Москва, «Просвещение», 1984г.
Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям. // Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С. 58-63.
Сухин И. Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : АРКТИ, 2002. – 272 с.
Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ» М., Линка-Пресс, 2009г.
Ховякова А. «Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста» ж. Детский сад от А до Я №2 – 2010г.
Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2000.
Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. : О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.