Гайфуллина Вера
Педагогический проект «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Педагогический проект предназначен для детей 6-7 лет. Он направлен на эстетическое воспитание старших дошкольников средствами живописи. Включает пояснительную записку, ожидаемые результаты, механизм реализации проекта.
Проект разработана на материале продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) и с использованием средств живописи (картин известных художников).
Публикация «Педагогический проект „Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Практическая значимость проекта состоит в том, что описанные в нем направления работы педагогов, тематический план из 10 организованных образовательных деятельностей, этапы по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством живописи могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, родителями для эстетического воспитания детей средствами живописи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальная значимость. Эстетическое воспитание закладывает базис личностной культуры, который является средоточием общечеловеческих ценностей (красоты, добра, истины и др.) и средств жизнедеятельности. Формируя эстетические представления, чувства, вкус у детей дошкольного возраста педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
По определению А. М. Вербенец, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это «целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью формирования у него эстетической культуры, способности видеть и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В этом процессе взрослые создают условия для овладения детьми умениями воспринимать, понимать и осознавать эстетические предметы и явления как ценности, эмоционально отзываться на художественные образы, формулировать эстетические суждения и оценки, самостоятельно создавать эстетически привлекательные поделки»
В процессе осуществления эстетического воспитания дошкольников решаются следующие задачи: «систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и эстетические представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса»
К. Д. Ушинский отмечал, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является «бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным»
Эстетическое воспитание дошкольников включает в себя формирование у детей основ эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие детей средствами искусства. Среди различных видов искусства существуют такие, которые особым образом воздействуют на восприятие, мышление и эстетическое развитие ребенка.
К ним относится живопись, разные ее жанры, доступные пониманию дошкольников, – пейзаж, портрет, натюрморт. В дошкольном детстве формируются представления о видах и жанрах искусства, детей знакомят с картинами разных художников, с разными жанрами живописи.
По мнению Т. Н. Дороновой, всякое произведение живописи – это средство эстетического развития детей. Поэтому важна насыщенность развивающей предметно-пространственной среды детского сада произведениями искусства: картинами (репродукциями, эстампами, малой скульптурой, произведениями декоративно-прикладного народного искусства и т. д.» Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых русских художников
А. К. Саврасова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, П. П. Кончаловского и др. В методике ознакомления дошкольников с картинами предлагается использовать игры, направленные на обобщение знаний детей о произведениях живописи.
Произведения живописи доступны восприятию детей старшего дошкольного возраста, «при их рассматривании дети учатся давать эстетические оценки и высказывать эстетические суждения по поводу формы, цветовой гаммы, художественных образов и др.»
Эффективность эстетического воспитания дошкольников зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается «взаимосвязанная совокупность методов, форм, заданий, упражнений, обеспечивающей достижение детьми необходимого уровня развития эстетического сознания, восприятия и вкуса»
Ознакомление дошкольников с произведениями живописи также способствует формированию у детей обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивает умение самостоятельно оценивать то, что художник изобразил на картине и потом находить собственные способы решения творческих задач в рисовании, лепке, аппликации»
Цель проекта : создать педагогические условия для эстетического воспитания детей 6-7 лет посредством живописи.
Задачи:
1. Стимулировать и поддерживать проявления у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы, изображенные на картине художника.
2. Сформировать умение самостоятельно высказывать эстетическое суждение о произведении живописи (о картине) и давать ему эстетическую оценку.
3. Закрепить умение давать эстетические оценки произведениям живописи.
Гипотеза: эстетическое воспитание старших дошкольников будет успешным, если созданы следующие педагогические условия :
– использование разнообразных методов работы с детьми при ознакомлении с произведениями живописи;
– разработка заданий и упражнений, направленных на формирование эстетического вкуса детей посредством живописи;
– обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада репродукциями картинам известных художников;
– взаимодействие с родителями (законными представителями).
Участники проекта : старшие дошкольники подготовительной группы, возраст детей 6-7 лет; воспитатели детского сада; родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта : среднесрочный. Длительность – 2,5 месяца (10 недель).
Сроки реализации: третья неделя сентября, октябрь, ноябрь 2021 г.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Сегодня социальный заказ российского общества на эстетически воспитанного человека сформулирован в нормативно-законодательных документах системы образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 64 записано, что одной из задач дошкольного образования является «формирование эстетических качеств детей»
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обозначен общественный запрос в сфере воспитания дошкольников и определено одно из приоритетных направлений: «формирование и развитие у детей художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что образование на дошкольной ступени направлено на формирование общей культуры, на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства. В стандарте выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». При овладении ее содержанием у детей формируются «ценностное восприятие и понимание произведений искусства, эстетическое отношение к окружающему миру, элементарные представления о видах искусства, в том числе о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах, стремление к самостоятельной творческой деятельности»
Формируя эстетическую культуру, эстетические чувства и представления у детей среднего дошкольного возраста, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация данного проекта приведет к достижению следующих результатов:
– у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости на художественные образы, изображенные на картине;
– дети научатся самостоятельно высказывать эстетические суждения о произведениях живописи;
– у детей будет сформировано умение давать эстетические оценки произведениям живописи;
– развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада станет эффективной для эстетического воспитания старших дошкольников;
– повысится активность родителей во взаимодействии с педагогами детского сада и их удовлетворенность этим взаимодействием по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами живописи.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления реализации проекта. Проект реализуется по трем направлениям.
Первое направление. Работа со старшими дошкольниками.
Это направление реализуется с учетом следующих психолого-педагогических особенностей детей 6-7 лет. К ним относятся:
– повышение осознанности и произвольности восприятия, произведений живописи;
– совершенствование способов обследования произведений живописи – их становится все больше в арсенале ребенка (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.);
– формирование собственных эстетических суждений и оценок произведений живописи;
– развитие умения видеть и понимать художественно-выразительные средства передачи образа на картинах художников: цвет, пропорции, форма, пространство, композицию и т. д.»
Дети 6-7 лет дают эстетические оценки не только интересному содержанию картины (как правило, сюжетному, но и изображению, в котором захватывающий сюжет отсутствует (пейзаж, натюрморт, портрет, проявляют способность улавливать настроение»
Второе направление. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада репродукциями картинам известных художников.
В группе детского сада могут быть развешаны пейзажи, натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой разных художников. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач эстетического воспитания. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране (жанр сюжетного изображения, а также произведения, посвященные знаменитым историческим событиям (жанр исторического изображения) и сезонным изменениям в природе (жанр пейзажа).
Также необходимо использовать живописные произведения художников местного края, которые отличаются мастерством исполнения, передают особенности родной природы, занятий людей, формируют у детей эстетический вкус, любовь к родному краю.
Третье направление. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Тесное сотрудничество с родителями обеспечивает успешность эстетического воспитания дошкольников посредством живописи. Главные задачи воспитателей – убедить родителей в важности этого вида воспитания, информировать родителей о методах и способах этого воспитания, повысить активность родителей, их желание заниматься эстетическим воспитанием ребенка средствами живописи.
Презентация проекта.
Презентация данного проекта подготовлена воспитателями в форме компьютерной презентации, которая сопровождается кратким сообщением о целях, задачах, основных направлениях и мероприятия проекта. Его презентация проведена на второй неделе сентября 2021 г. на установочном родительском собрании. Воспитателями учтены советы и рекомендации родителей по реализации данного проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Мероприятия по работе с детьми.
Тематический план ООД по эстетическому воспитанию
старших дошкольников посредством живописи
№ Тема Задачи Методическое обоснование
1 этап. Ознакомительный.
1. Рисование.
Дары Золотой осени
1. Стимулировать и поддерживать проявления у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы, изображенные на картине художника. Беседа о жанре натюрморта и картине
И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»; словесная игра «Отгадай, какой это фрукт»; составление композиции «Дары осени на нашем столе»; рисование «Фрукты в вазе».
2. Лепка.
Осенняя яблоня Рассказ, беседа о картинах, пояснение, рассматривание иллюстраций, игра «Наряди осеннее дерево», лепка.
3. Аппликация.
Золотые подсолнухи Беседа о жанре натюрморта; сюрпризный момент; беседа о картинах; составление композиции «Подсолнухи в вазе»; аппликация.
2 этап. Основной. Организационно-практический.
4. Рисование.
Кисть рябинки
Сформировать умения самостоятельно высказывать эстетическое суждение о произведении живописи и давать ему эстетическую оценку.
Беседа о картине И. Шишкина «Рябина»; подвижная игра «Рябина и птицы»; составление композиции «Птицы на рябине»; рисование.
5. Лепка.
Грозди рябины Беседа по картине И. Шишкина «Рябина», пояснение; игра «Птицы и рябина»; лепка в технике пластилинографии.
6. Аппликация.
Листопад и звездопад Стихотворения, беседа по картинам художников И. Левитана «Золотая осень»,
А. Саврасова «Осень», А. А. Пластова «Сенокос». Обсуждение композиции аппликации. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые-разные»; выполнение аппликации.
7. Рисование.
Яблоневый сад
Беседа по картине О. Б. Светличной «Сбор яблок», рассматривание иллюстраций и натуральных яблок; подвижная игра «Яблоко по кругу»; рисование.
8. Лепка.
Вот какой у нас арбуз! Беседа по картине Т. Жумабаев «Вкус арбуза», рассматривание иллюстраций и натурального арбуза; подвижная игра «Арбуз по кругу»; лепка.
9. Аппликация.
Кисть винограда
Беседа по картине С. Меркулос «Осень в виноградниках», рассказ, рассматривание картинок и муляжей ягод; дидактическая игра «Что за ягодки в корзинке?».
3 этап. Закрепляющий.
10. Рисование. Труд людей осенью Закрепить умение давать эстетическую оценку картине. Рассказ, беседа о картинах Т. Н. Яблонской «Хлеб», Ю. С. Подляский «С колхозных полей», пояснение, игра «Пантомима», рисование
В проект включены 10 тематических организованных образовательных деятельностей (НОД) по рисованию. НОД проводятся 1 раз в неделю, длительность реализации проекта 2,5 месяца – третья неделя сентября, октябрь, ноябрь. Интегрантом всего цикла НОД являются темы красоты русской природы и труда людей в природе.
Интегрированный характер ООД проявляется в синтезе разных видов искусства (изобразительного словесно-литературного, музыкального и др.) при ведущей роли живописи. Так, например, на ООД по рисованию по теме «Дары Золотой осени» использовались: зрительный компонент – репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», литературный компонент – стихи о винограде, грушах, лимоне, яблоках, персиках и музыкальный компонент – П. И. Чайковский «Осенняя песнь». Еще пример: на ООД по лепке «Осеннее дерево. Яблоня» зрительный ряд состоял из репродукции картины М. Б. Фостер «Сбор урожая яблок» (1850 г., литературный ряд – из стихотворений А. С. Пушкина об осени, музыкальное сопровождение составили музыкальные фрагменты из произведения
А. Вивальди «Осень», концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293.
Этапы и содержание проекта
Первый этап. Ознакомительный. 3 занятия (рисование, лепка и аппликация).
Задача: стимулировать и поддерживать проявления у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы, изображенные на картине художника.
На этом этапе педагог проводит актуализацию и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта детей. Дети знакомились с произведениями живописи и учились воспринимать и понимать их на эмоциональном уровне. Внимание детей обращалось на то, что изображено на картине, на образы характеров персонажей, велось обсуждение насколько эти образы яркие, пластичные, живописные.
Беседа по картинам художников включала следующие вопросы, которые стимулировали у детей проявления эмоционального отклика на изображенное на картине:
1. Что изображено на этой картине?
2. Как художник трудился над картиной?
3. Нравится тебе эта картина или нет? (Возможен неоднозначный ответ).
4. Какие чувства, какое настроение вызывает у тебя эта картина?
5. Что, по-твоему, автор «хотел сказать» этим произведением? Что он хотел им выразить? Зачем он его написал?
6. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
На занятии по рисованию «Дары Золотой осени», например, используется словесно-наглядный метод – проводится беседа о жанре натюрморта и по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Затем проводится словесная игра «Отгадай, какой это фрукт» и творческое задание по составлению композиции «Дары осени на нашем столе». В конце основного этапа проводится практическая работа: рисование «Фрукты в вазе». На весь этап занятия педагог инициирует эмоциональный отклик детей на произведение живописи : задает вопросы, слушает ответы детей, дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение свободно, не боясь, того, что он говорит что-то не так или неправильно. На занятии по лепке по теме для формирования эстетического вкуса у детей педагог использует словесно-наглядный метод – проводит беседу по картине И. И. Шишкина «Рябина». Основное внимание обращается на трудолюбие художника, его мастерство в изображении рябины. С помощью этого метода у детей развивается интерес к картине, стимулируется эмоциональный отклик, желание высказать свои эмоции и чувства.
Для стимулирования проявления у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы, изображенные на картине, используется комплекс методов:
– игровые методы: сюрпризные моменты; словесная игра «Отгадай, какой это фрукт», дидактическая игра «Наряди осеннее дерево», подвижная игра «Рябина и птицы»;
– творческие методы: составление композиций «Дары осени на нашем столе», «Подсолнухи в вазе», «Птицы на рябине»;
– практические методы: рисование «Фрукты в вазе» по собственному замыслу.
Второй этап. Организационно-практический. 6 занятий (рисование, лепка и аппликация).
Задачи: сформировать умения самостоятельно высказывать эстетическое суждение о произведении живописи (о картине) и давать ему эстетическую оценку.
Основной метод решения поставленных задач – беседа по картине художников. Педагог предлагал детям ответить на следующие вопросы:
1. Что изобразил художник на картине?
2. Что из изображенного на картине ты уже видел (а) в реальной жизни? Где ты это видел (а?
3. Опиши главные образы картины.
4. Какие цвета использовал художник?
5. Какое настроение хотел передать художник своей картиной?
6. Чем тебе нравится эта картина?
Используется также комплекс методов.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций и натурального арбуза, картинок и муляжей ягод.
Игровые методы: дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые-разные», «Что за ягодки в корзинке?».; подвижная игра «Яблоко по кругу».
Практические методы: рисование по теме, заданной педагогом, лепка в технике пластилинографии, лепка «Сочные куски арбуза».
Творческие методы: в аппликации «Листопад и звездопад» выбор композиции, материалов, фона бумаги.
Третий этап. Закрепляющий. 1 итоговое занятие (рисование).
Задача: закрепить у детей умение давать эстетическую оценку произведениям живописи.
Данная задача решалась словесным методом беседы, в ходе которой каждый ребенок отвечал на вопросы:
1. Что необычного в этой картине?
2. Какие образы ты видишь на ней?
3. Какие краски (цвета) использовал художник?
4. Какое настроение вызывает эта картина у тебя?
5. Тебе нравится картина? Чем? (Если не нравится, то почему).
Методы работы с детьми на этой НОД: словесно-наглядные (рассказ, беседа о картинах, пояснение, игровые (игра «Пантомима», практические (рисование наброска «Сбор урожая яблок», творческие (подбор красок, определение композиции рисунка).
Мероприятия по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
Среда группы детского сада была обогащена папкой «Репродукции художников о труде людей в природе». Изготовлены пазлы из репродукций картин, которые включены в реализованный нами проект.
Было изготовлено дидактическое пособие в мультимедийном оформлении с помощью программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office. Эта программа позволяет создавать многостраничные презентации, включающие графическую, аудио- и видеоинформацию. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия на занятиях с группой детей и индивидуально с одним ребенком очень удобно. Электронное пособие «Живопись и музыка едины», разработанное нами, несет в себе образный (репродукция картины художника) и звуковой (музыкальный) тип информации, понятный детям старшего дошкольного возраста, которые пока не владеют техникой чтения и письма. Например, слайд с репродукцией картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» сопровождается музыкой П. И. Чайковского «Осенняя песнь»; картины
Н. Фешина «Подсолнухи» и Б. М. Кустодиева «Сенокос» – музыкой
П. И. Чайковского «Жатва»; картина И. Шишкина «Рябина» – музыкальным отрывком П. И. Чайковского «Времена года» (осень, а на следующем слайде эта же картина сопровождается музыкой Е. Родыгина к песне «Уральская рябинушка» и т. д.
Мероприятия по работе с родителями.
№ Форма мероприятия Тема Срок проведения Ответственные
1. Установочное родительское собрание Педагогический проект по эстетическому воспитанию
старших дошкольников посредством живописи 2-ая неделя сентября Воспитатели
2. Групповая консультация Цели и задачи эстетического воспитания детей 6-7 лет 1-ая неделя октября Воспитатели
3. Теоретический семинар Особенности восприятия дошкольниками произведений живописи 4-ая неделя октября Воспитатели
4. Мастер-класс Как научить ребенка видеть прекрасное в картинах художников 1-ая неделя ноября Воспитатели
5. Открытые НОД По плану проекта 2-ая неделя сентября, октябрь, ноябрь Воспитатели
6. Родительское собрание Подведение итогов реализации проекта (выступления воспитателей и родителей) 1-ая неделя декабря Воспитатели. Председатель род. комитета группы
После создания педагогических условий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания детей подготовительной к школе группы, взаимодействия с родителями и обогащения предметно-пространственной среды воспитатели и родители отметили у детей положительную динамику. Дети стали интересоваться картинами художников, проявлять положительные эмоции при их рассматривании, стали лучше осознавать ценность произведений живописного искусства. У большинства дошкольников сформировались умения самостоятельно высказывать эстетические суждения о произведениях живописи, давать им эстетическую оценку. У детей развился художественный вкус, творческие способности к рисованию, рисунки детей стали более разнообразными по тематике, выразительными, колоритными. Эта положительная динамика в эстетическом воспитании дошкольников достигнута благодаря тем педагогическим условиям, которые были созданы воспитателями в ходе реализации данного проекта.