Марина Топычканова
Педагогический проект «По страницам народного календаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с предметами народного творчества»
Введение: чувство любви к Родине, знакомство детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами надо прививать с детства.
Публикация «Педагогический проект „По страницам народного календаря“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В. А. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям». В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни, изготовление сувениров, оберегов, подарков.
Паспорт проекта
Тип проекта - художественное творчество;
Информационно – практический;
По продолжительности – долгосрочный;
По количеству участников – групповой
Участники проекта – дети, педагог, музыкальный руководитель, родители;
Форма представления презентация
Актуальность проекта обусловлена:
Возрождение и сохранение русских народных традиций, русской культуры. Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Проблема
Недостаточные знания детей и их родителей о культуре и быте своих предков, предметах русской старины, народных росписях, народных праздниках.
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, к предметам декоративно- прикладного искусства, народных промыслов, к устному народному творчеству и уважение к народному труду народных умельцев.
Задачи:
.познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года : «Покров», «Рождество», «Пасха», «Троица»;
• вызвать у детей желание знакомиться с народными традициями, устным народным творчеством, играми;
• развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
• воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
Обеспечение проекта:
-материально - техническое: мультимедийное оборудование, компьютер, аудио системы;
-предметы ДПИ;
-оформление альбомов по ДПИ, к народным праздникам, играм;
-организация в уголка предметов русской старины.
I этап проекта
подготовительный
Цель:
-выявление знаний детей о народных традициях, росписях;
-привлечение родителей для совместной работы, сплочение их с детьми единой творческой мыслью;
-подбор материала, наглядности, художественной литературы.
II этап
основной
Цель:
-просмотр презентации «Русские народные праздники»
- разучивание с детьми пословиц, примет, русских народных песен, чтение художественной литературы;
-знакомство с элементами праздников и проигрывание их; разучивание русских народных игр;
-Рисование элементов декоративно прикладной росписи, лепка яиц из ячеек и последующая роспись, обучение плетению из трёх нитей, изготовление кукол оберегов;
-изготовление родителями совместно с детьми подарков к празднику, оформление стен газет к русским народным праздникам.
III этап
заключительный
Цель:
-организация выставки в детском саду совместных работ детей и родителей: «Предметы русской старины»;
-организация и проведение русского народного календарного праздника («Троица», «Покров», «Рождество», «Пасха») и дарение подарков изготовленных детьми;
-освещение итогов проекта по художественному направлению на сайте.
Планируемый результат:
-активность в продуктивной деятельности и в разговоре;
-применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности;
-умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности;
-овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков;
-проявление эмоциональной отзывчивости
-знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.
Выводы:
Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.
Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.
Продукт проектной деятельности:
По данному проекту оформлена выставка, где помещены изделия, выполненные руками детей вместе с воспитателем, родителями.
Подарки дети подарили родителям во время праздника.
Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.
Литература:
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.